Презентация к уроку литературного чтения А. С. Пушкин Няне
Урок литературного чтения
Пушкин- это красота!Пушкин- это доброта!Чтобы лучше было жить-Надо с Пушкиным дружить!
Какое время года любилА.С. Пушкин?
А.С.ПушкинСтихотворение «Няне»1826 год
-Познакомиться с некоторыми страницами биографии ………,со стихотворением …..- Развивать навыки ……..чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения средства ……..выразительности и определять их роль в художественной структуре……….;-Обучать приемам анализа ……… -Воспитывать умение видеть красоту …………………. отношений.
1799- 1837 1758- 1828
Александр Сергеевич Пушкин6 июня 1799 - 10 февраля 1837
Арина Родионовна Яковлева, няня А.С.Пушкина
Арина Родионовна Яковлева, няня А.С.Пушкина
Мастерица ведь была И откуда что брала!И куда разумны шутки,Поговорки, прибаутки,Небылицы, былиныПравославной старины…
Сказки А. С. ПушкинаСказка о царе Салтане
Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки! И будет жизнь тогда полна Тепла и ласки. Читайте Пушкина, друзья! - Вот вам подсказка! И пронесете сквозь года Вы радость сказки!
Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.
Суровые дни – очень тяжёлые, трудные, тяжкие.Голубка – ласковое обращение к женщине .Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости .Светлица – светлая парадная комната в доме .Воро′ты - устаревшая форма существительного «ворота».Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать Всечасно (теснят грудь) – постоянно
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Подруга дней моих суровых,Голубка дряхлая моя!-обращение лирического героя к няне
Одна в глуши лесов сосновыхДавно, давно ты ждешь меня. – строки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов
Ты под окном своей светлицы Горюешь будто на часах,И медлят поминутно спицы в Твоих наморщенных руках. -представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.
Глядишь в забытые воротыНа черный отдаленный путь: -кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль;-словно ждёт, что её любимый воспитанник вот-вот приедет.
Тоска, предчувствия, заботыТеснят твою всечасно грудь – в душе её беспокойство о нём, о воспитаннике, горестные предчувствия.
Подруга дней моих суровых,Голубка дряхлая моя!Одна в глуши лесов сосновыхДавно, давно ты ждешь меня.Ты под окном своей светлицыГорюешь, будто на часах,И медлят поминутно спицыВ твоих наморщенных руках.Глядишь в забытые воротыНа черный отдаленный путь:Тоска, предчувствия, заботыТеснят твою всечасно грудь.обращение лирического героя к нянезабытый домик в глуши сосновых лесовлирический герой словно видит няню, угадывает её переживаниядушевное беспокойство няни о своём воспитаннике«Няне» 1826 г Композиция - построение художественного произведения.
Подруга дней моих суровых,Голубка дряхлая моя!Одна в глуши лесов сосновыхДавно, давно ты ждешь меня.Ты под окном своей светлицыГорюешь, будто на часах,И медлят поминутно спицыВ твоих наморщенных руках.Глядишь в забытые воротыНа черный отдаленный путь:Тоска, предчувствия, заботыТеснят твою всечасно грудь.«Няне» 1826 г
1799- 1837 1758- 1828
Великий поэт обессмертил имя Арины Родионовны. Оно навсегда рядом с Пушкиным ––как символ доброты и бескорыстной любви.
Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка. А.Пушкин
Прошло два с половиной века со дня рождения Арины Родионовны, но до сих пор мы храним память об этой простой русской женщине, подарившей миру свои сказки и предания «старины глубокой». Мы, потомки, благодарны «великой» няне за то, что она смогла воспитать такого русского гения, как Пушкин.
Рефлексия 1. Правда не всегда сладка бывает.(И.С.Тургенев)2. Маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди.(Антуан де Сент - Эксюпери)3.Друзей не может быть слишком много .(А.Дюма)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Эпитет — слово или целое выражение, которое, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность Метафора-перенесение свойств одного предмета на другой, например по сходству.Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим. «Литературные исследователи»