Презентация к уроку литературы Ольга Берггольц. Судьба и творчество.


«Никто не забыт и ничто не забыто». Эти знаменитые строки, высеченные на стеле Пискарёвского мемориала, написала Ольга Федоровна Берггольц. «Блокадная Мадонна», «муза» осаждённого Ленинграда. Есть судьбы, в которых история с особой силой и безжалостностью запечатлевает главнейшие черты эпохи. Она действует подобно скульптору, хотя имеет дело не с камнем, а с человеком, работает порою теми же инструментами — по живому телу, по обнажённой душе. И тогда из души человеческой звучит голос эпохи, она становится рупором всех бед и чаяний народных. 19 марта 1937 года Борис Корнилов был арестован. Что пришлось ему перенести в ходе предварительного следствия - неизвестно, но 20 февраля 1938 года состоялось короткое слушание его дела. Борис Корнилов был приговорен и в тот же день расстрелян. Вся страна распевала "Песню о встречном", написанную Шостаковичем на слова Бориса Корнилова, но упоминание его имени оставалось под строжайшим запретом еще два десятка лет. Он был реабилитирован 5 января 1957 года. Его могилы не существует.                           Корнилов и Берггольц уже не были мужем и женой, Бориса Корнилова уже не было в живых, но Берггольц и в 1939 и 1940 годах пишет стихи, посвященные первому мужу. Не стану прощенья просить я, ни клятвы - напрасной - не стану давать. Но если - я верю - вернешься обратно, но если сумеешь узнать, - давай о взаимных обидах забудем, побродим, как раньше, вдвоем, - и плакать, и плакать, и плакать мы будем, мы знаем с тобою - о чем. В 1937 году по клеветническим наветам исключена из партии, из профсоюза, из Союза писателей и арестована.Летом 1938 года восстановлена в правах с отменой всех предъявленных обвинений.В конце 1938 года вновь арестована. Она попала в тюрьму беременной. Допросы и тяготы заключения сказались трагически — ребёнку не суждено было родиться. Она пробыла в тюрьме 197 дней.Свои «тюремные» стихи Берггольц объединила в цикл «Испытание». Под этими стихами стоят не только даты написания, но и номера камер, одиночек, в которых ей довелось страдать. Сила и воздействие голоса Ольги Берггольц в дни ленинградской блокады показались неожиданными, но к этому противостоянию фашизму, к роли Поэта Страдания и Подвига блокадного города её готовила вся предшествующая жизнь: комсомольская юность 20-х, солнечная молодость 30-х годов и горе, закалившее душу накануне войны — всё способствовало выработке и выковке характера и таланта. «Все ждали радио — голоса надежды и ободрения. Стук метронома — ведь это радио пульс города. И вот однажды, когда пульс города не бился уже несколько дней, в чёрных тарелках радио послышалось лёгкое шуршание...Кто знает, сколько людских сердец встрепенулось тогда ему навстречу! Сквозь шуршание и треск, собираясь с силами и вновь обессиливая, пробивался к людям чей-то слабый женский голос. И все услышали: голос говорил стихами! Я говорю с тобой под свист снарядов,Угрюмым заревом озарена.Я говорю с тобой из Ленинграда, Страна моя, печальная страна...Кронштадтский злой, неукротимый ветерВ моё лицо закинутое бьёт. В бомбоубежищах уснули дети, Ночная стража встала у ворот.Над Ленинградом — смертная угроза...Бессонны ночи, тяжек день любой. Но мы забыли, что такое слёзы, Что называлось страхом и мольбой. Я говорю: нас, граждан Ленинграда, Не поколеблет грохот канонад,И если завтра будут баррикады — Мы не покинем наших баррикад. Откуда она сама брала силы - неизвестно. От истощения она была на грани смерти. В 1942 году её привезли в Москву, где «тепло, сытно, горячая вода». Но при первой же возможности она торопится «назад, в Ленинград, в блокаду. Я никогда героем не была, Не жаждала ни славы, ни награды. Дыша одним дыханьем с Ленинградом, Я не геройствовала, а жила.Я счастлива.И всё яснее мне,что я всегда жила для этих дней,для этого жестокого расцвета.И гордости своей не утаю, что рядовым вошлав судьбу твою,мой город,в званье твоего поэта. Нехитрыми средствами, не задумываясь о литературной технике, она добивалась главного: своим голосом, стихом – беседой, доверительным и искренним монологом- обращением сплачивала людей в некое «блокадное братство» и главной целью ставила для этого братства « в окружении палачей не превратиться в оборотня, в зверя. В послевоенные годы Берггольц вошла с мыслью о воинствующей памяти, с клятвой остаться верной народу и правде. После Победы ей предстояло прожить ещё 30 лет.Я знаю, сердце стало у меняУпорней и отзывчивей кремня.Любой удар оно упрямо встретит,Прозрачной искрой на него ответит Ольга Берггольц - прижизненная легенда. Ее трагический голос обрел силу в осажденном Ленинграде. "Писать честно, о том именно, что чувствуешь, о том именно, что думаешь, - это стало и есть для меня заветом", - сказала Берггольц в начале своего творческого пути и осталась верна себе до конца. Скончалась О.Ф. Берггольц в 1975 году 13 ноября в Ленинграде. Власти не исполнили последнюю волю поэта - похоронить на Пискарёвском кладбище «Со своими, с блокадниками». Похоронили Ольгу Берггольц на Литераторских мостках Волковского кладбища. 3 мая 2005 года на могиле поэтессы была установлена скульптурная композиция в граните и бронзе, которую венчает контур окна, напоминающий четырехконечный крест.Ольга Берггольц изображена такой, какой запечатлена на фотографиях 1941-1944 годов, когда ее голос звучал из репродукторов ленинградского радио.