Презентация по обществознанию Историческое развитие человечества (10 класс, профильный уровень)
С.А.Есенин: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии»
Подготовила учитель истории и обществознания Лисицына И.А.Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории
Взгляды на мировую историю1. Теория локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер)2. Теория общественно-экономических формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин)3. Теория постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер, У. Ростоу)
Цивилизацияcivilis – гражданскийСуществует множество понятий о цивилизации
• отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право (Вольтер, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро);• этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс);• общество, находящееся на определенном этапе развития (О. Тоффлер, У. Ростоу);• совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других (А. Тойнби);• совокупность проявлений культуры (С. Хантингтон, К. Ясперс);• заключительнуая стадия эволюции любой культуры, которая характеризуется развитием индустрии и техники, деградацией литературы и искусства, концентрацией людей в больших городах, превращением народов в безликие массы (О. Шпенглер).
Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому – культурно-исторические типы в труде «Россия и Европа»Что понимал под культурно-историческим типом Н.Я. Данилевский?Какие типы цивилизаций выделяет Н.Я. Данилевский?Какой принцип используется для определения цивилизации?
Культурно-исторический тип - система взглядов, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов.«Россия и Европа»Н.Данилевский (1822-1885), обосновал теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по которым каждая цивилизация имеет циклический характер: 1) Стадия зарождения2) Период оформления культурной и политической независимости3) Стадия расцвета4) Период упадка. «Ни один из культурно-исторических типов, — подчеркивал Данилевский, — не одарен привилегией бесконечного прогресса».
Типология культур и цивилизация по О. ШпенглеруВопросы к группе 2Охарактеризуйте понимание цивилизации по ШпенглеруКакие типы цивилизаций он выделяет?Какими процессами в обществе сопровождается цивилизация?
Шпенглер (1880—1936 гг.) Германия («Закат Европы»):Он считал, что в истории человечества существовало 8 культур, каждая из которых за время своего существования проходила ряд стадий и, умирая, превращалась в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, героических деяний; подлинное искусство оказывается ненужным, торжествует механическая работа. Цивилизация – стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения потери творческих сил.Неизбежными спутниками «цивилизации» являются мировые войны, цель которых – глобальное господство над миром государства-победителяПризнаки цивилизации:1) Развитие индустрии и техники.2) Деградация искусства и литературы.3) Огромное сплочение людей в больших городах.4) Превращение народов в безликие массы.
Типология цивилизации по А. Тойнби в труде «Постижение истории»Вопросы к группе 3Как рассматривает всемирную историю А. Тойнби?Как он определяет понятие цивилизации? Какие выделяет критерии для определения цивилизации?Какие типы цивилизаций он выделяет? Какова их возможная судьба?
Цивилизация – замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:Религия и форма ее организацииТерриториальный признакВсемирная история это система условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории»Цивилизации бывают:Первичные Вторичные ТретичныеЦивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель неизбежна, если не удастся сформировать единую высшую религию и «вселенское государство» (т.е. перейти к «третичной цивилизации»)А. Тойнби (1889—1975 гг.) («Постижение истории»)
Факторы определяющие сущность цивилизации:
Какие общие черты теории локальных цивилизаций вы можете выделить?Глубоко изучает историю конкретных обществ, народов во всем их многообразии;Изучает национальные особенности духовной, социальной, политической, экономической жизни, психологические характеристики;Центр исследования – человек, как творец истории;Каждая цивилизация неповторима, несет в себе индивидуальные особенности развития
Каковы достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода?Достоинства:Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человекаНедостатки:При локально-цивилизационном подходе становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом;Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человечества в целом
Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две группы - западную и восточнуюЛинии сравненияЗападная цивилизацияВосточная цивилизацияОсобенности восприятия мирарациональноеэмоциональноеОтношение к природеЧеловек- венец природы, все создано для его пользыЧеловек – органическая часть природыСоотношение личности и обществаПриоритет личности, ценности индивидуальной свободыПодчинение личности обществу. Традиции и коллективизмОтношения властиПринцип разделения властей. ПарламентаризмНеограниченная властьОтношения собственностиГосподство частной собственностиПреобладание государственной и общинной собственностиОтношение к прогрессуСтремление к прогрессу. Развитие общества носит постепенный характерСтремление к поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер
Дэниел Белл 1919 г. США «Грядущее постиндустриальное общество»70-е гг.доиндустриальное — индустриальное — постиндустриальное общество.Стадиально-цивилизационная модель
Теория общественно экономических формацийОбщественно-экономическая формация - исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства.
Авторы формационной теории: Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Базис - это первичная экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных производственных отношений.Надстройка - совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.).
Сущность формационной теории1. Исторический процесс - процесс смены общественно-экономических формаций.2. переход от одной формации к другой вызван противоречиями в способе производства.3. Неизбежность перехода от одной формации к другой в результате классовой борьбы и социальной революции.4. В жизни общества решающую роль играет материальное производство.5. Примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию.6. Определяющее воздействие экономического базиса на всё многообразие надстроечных явлений.
Достоинства формационного подходаФормационный подход позволяет: увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; 2) представить историю человечества как единых процесс; 3) установить определённые законы исторического развития общества; 4) предложить периодизацию всемирной истории; 5) просто и доступно объяснить ход всемирной истории.
Недостатки формационного подхода:1) Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности истории отдельных обществ и народов.2) Отодвигается на задний план роль человеческого фактора, человеческая деятельность.3) Фатализм, безальтернативность исторического процесса.4) Большинство процессов духовного, политического порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций.5) Многие народы не проходили в своём развитии через все или даже через большинство формаций
Элвин Тоффлер 1928 СШАвыделяет три волны в развитии человечества. 10 тыс. лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Аграрная революция положила начало развитию человечества в рамках цивилизации. Результатом стало утверждение традиционного общества. Около 300 лет назад в Зап. Европе началась промышленная революция, результатом которой явилось превращение аграрного общества в индустриальное. И сегодня снова существенно меняется образ жизни людей. Третья волна изменений не менее глубока, чем индустриальная революция, но темп перемен стал существенно выше. Мир стремительно вступает в постиндустриальное общество.Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.
Уолт Уитмен Ростоу 1916 СШАвыделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными— - Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников. — Переходное общество. На этом этапе создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание. — Стадия «сдвига» с промышленными революциями и следующими за ними крупными социально-экономическими и политическими преобразованиями. — Стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революции, ростом городов. — Эра «высокого массового потребления». Ее важнейшая черта — значительный рост сферы услуг, превращение производства товаров потребления в основной сектор экономики.Ростоу полагал, что ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом прядке. Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер
Сравнивая теорию общественно-экономических формаций (Маркс) и теорию постиндустриального общества, мы видим в них немало общего.1. В рамках обеих теорий выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человеческого общества. 2. Обе теории базируются на признании источником общественного прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере (переход от присваивающего хозяйства к производящему, от кочевого скотоводства к оседлому земледелию, от цехового производства к крупномасштабной промышленности и предпринимательству, развитие городской жизни, создание массового производства и т. п.). 3. И классики марксизма, и создатели теории постиндустриального общества отмечали, что сами эти переходы от одних состояний общества к другим носят характер революционных изменений (вспомним: аграрная революция, промышленная революция и т. п.).
Различия:Несовпадение во взглядах на то, какие главные фазы прошло в своем общественно-историческом развитии человечество. Учитывая значимость социально-экономических факторов в развитии общества, сторонники теории постиндустриального общества подчеркивают особую и все возрастающую роль духовной стороны общественной жизни: знаний людей, их ценностных ориентиров, жизненных устремлений.
Линии сравненияФормационный подходЦивилизационный подходДостоинстваПозволяет увидеть общее, что было в историческом развитии народов;представить историю как единый процессустановить закономерности развитияпредложить определенную периодизацию всемирной историипозволяет изучать многообразие и специфичностьориентирует на изучение ценностей, нац. особенностей,духовная жизнь, психология… ставит в центр исследования человеческую деятельность и человекаНедостаткиМногие народы не проходили все формации;Многие полит., духовные, культ. процессы не могут быть объяснены с чисто экономических позиций;-отодвигает на задний план роль человеческого фактора-Недостаточное внимание уделяется уникальности отдельных народов.Становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс;Создает возможности для отрицания единства человеческой истории;Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей развития общества
Давайте поспорим- Лишь формационный подход позволяет выработать научные представления об истории человеческого общества.- Цивилизационный подход свободен от серьёзных недостатков. Он не ведёт к искажению истории, как это происходит при последовательном применении формационной теории.- Каждый подход имеет свои достоинства и недостатки. Нельзя абсолютизировать ни один из них. Проблема понимания исторического процесса остаётся задачей, над решением которой предстоит ещё работать. Сформулируйте вывод по уроку: изучение истории должно основываться на …
«Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм. А присяжный историк видит в ней подобие какого-то ленточного червя, неутомимо наращивающего эпоху за эпохой». Приверженцем стадиального или локально-цивилизационного подхода к истории является автор этих строк? Поясните свой ответ.Укажите авторов следующих утверждений: а) «Представители общества… совершенно по-разному реагируют на испытания — так называемый вызов истории». б) «В общих чертах азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства можно обозначить как прогрессирующие эпохи общественно-экономических формаций». в) «Все ранее существовавшие и современные нам общества могут быть отнесены с экономической точки зрения к одной из пяти категорий: традиционное общество, стадия создания предпосылок для подъема, стадия подъема, стадия быстрого созревания, век высокого массового потребления». (К. Маркс, У. Ростоу, А. Тойнби)12
Из перечисленных понятий отберите относящиеся к формационному подходу (I), к цивилизационному подходу (II): базис, рабовладельческий строй, духовные ценности, надстройка, циклическое развитие, эллинизм, способ производства, культурная уникальность.Укажите неверные утверждения. Цивилизационный подход предполагает: — особое внимание к изучению духовной сферы жизни общества; — выделение типического, повторяющегося в истории; — признание многовариантности исторического развития; — признание общественного прогресса относительным; — выявление и изучение объективных законов общественного развития, не зависимых от воли и сознания людей.34
«Цивилизация – это власть над миром; культура – любовь к миру». (А.Кэмпиньский)6Как вы понимаете афоризм? Согласны ли вы с мнением автора?