Презентация по обществознанию Историческое развитие человечества (10 класс)


Историческое развитие человечества: поиски социальной микротеории. Презентация учителя истории МБОУ лицей №4 г.Данкова Кочетовой Т.П. «Лицом к лицу лица не увидать.Большое видится на расстоянии» С.Есенин имел в виду, что о прошлом мы часто знаем больше, чем о настоящем. Почему? И прошлое, и настоящее трудно изучить:Из-за недостатка информации или из-за ее искаженияИз-за субъективного подхода к изучению истории.Чтобы объективно изучить исторический процесс, используются различные макротеории. О них мы и будем говорить сегодня. План Цивилизация: понятие, признаки.Цивилизационный подход:- Теории локальных цивилизаций- Теории стадиального развитияФормационный подходТеория постиндустриального обществаОбщее и различия в подходах Цивилизация: понятие, признаки. Цивилизация – большая общность людей, живущих в рукотворной среде с качественным своеобразием жизни страны на определенном этапе ее развития. Понятие возникло в эпоху античности (civilis – гражданский (лат.) Древнегреческий философ Фукидид считал цивилизацией «эллинство». Термин впервые употребили французский историк XVIII в. Мирабо Старший и шотландский просветитель А.Фергюсон Цивилизация: понятие, признаки. Признаки:ГосударственностьГорода.ПисьменностьЗаконыНаукаИрригацияОтделение ремесла от с/хУсложнение социальной структурыРелигии спасенияМенталитет. Цивилизационный подход: Подход, при котором исторический процесс изучается как смена неповторимых цивилизаций, на которые оказывают влияние разнообразные факторы.В XVIII веке появилось 2 направления в цивилизационных теориях:- Теории локальных цивилизаций- Теории стадиального развития Теории стадиального развития Изучают общие законы эволюции человечества, учитывая неповторимость цивилизаций.1) Льюис Морган (США) и Жан Кондорсе (Франция) в XVIII-XIXвв. Выделяли стадии дикости, варварства и цивилизации Теории стадиального развития 2) На основе их теорий современные ученые выделяют 3 стадии общественного развития:Неолитическая революция (7-5 тысячелетие до н.э.)Первая промышленная революция (середина XVII-первая половина XX вв.)Вторая промышленная революция (со второй половины XX в.) Теории стадиального развития 3) У.Ростоу (США, XXв.) выделил 5 «стадий роста»:Традиционное общество (с/х)Переходящее общество (предпринимательство, национальное самосознание)«Стадия сдвига» (пром.революция)«Стадия зрелости» (города, НТР)«Эра высокого массового потребления» (сфера услуг) Теории стадиального развития 4) О.Тоффлер и Д.Белл (США, XXв.): Доиндустриальная стадияИндустриальная стадияПостиндустриальная стадия Теории Ростоу, Тоффлера и Белла называют теориями постиндустриального общества. Теории локальных цивилизаций Изучают особенности развития цивилизаций на определенной территории.1) Н.Я.Данилевский (русский историк второй половины XIX века) на основании языковых групп выделил 13 (15) культурно-исторических общностей и разделил их на: Теории локальных цивилизаций Первичные (Египет, Китай и др.)Одноосновные (еврейская по религии, древнегреческая по культуре, древнеримская по политике)Двухосновные (европейская по политике и культуре)Объединительная (славянская) Теории локальных цивилизаций 2) О.Шпенглер (немецкий ученый XIXВ.) насчитывал 8 «высоких культур»:ЕгипетскуюВавилонскуюИндийскуюКитайскуюМексиканскуюГреко-римскуюАрабскуюЗападноевропейскую. Теории локальных цивилизаций 3) А.Тойнби (англ. историк XXв.) разработал «теорию вызова» и выделил следующие цивилизации:Первичные (неразвитые, быстро погибающие)Вторичные (возникающие по закону «вызова–и-ответа» естественой среде)Третичные (возникшие по закону «ухода-и-возвращения» на основе единой религии – христианская, исламская, буддистская и др.) Формационный подход Подход, при котором исторический процесс рассматривается как закономерный, универсальный, прогрессивный, определяемый социально-экономическими факторами (К.Маркс и Ф.Энгельс)ОЭФ – исторический тип общества, в основе которого лежит определенный способ производства, базис и надстройка. Формационный подход Марксисты выделяют 5 ОЭФ:ПервобытнообщиннаяРабовладельческаяФеодальнаяКапиталистическаяКоммунистическая. В 90-е гг. XXв. русские ученые М.А.Барг и Л.И.Рейснер выдвинули идею о совмещении двух методов. Общее и различия в подходах Общее: Выделяются и обосновываются крупные этапы в развитии человечестваОбе теории признают источником прогресса экономические изменения и сдвиги в социальной сфереПереходы носят характер революционных изменений Позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ во всем их многообразии и специфике.Ориентирует на изучение национальных особенностей и различных факторов. Позволяет увидеть общее в историческом развитии народов.Представляет историю человечества как единый процесс ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД Общее и различия в подходах.Достоинства. 3. Ставит в центр исследования человека и человеческую деятельность. 3. Позволяет установить законы исторического развития4. Предлагает определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных народов. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД Общее и различия в подходах. Достоинства. Становится невозможным взгляд на историю как на единый процесс развития человечества.Создается представление об изоляции целых народов и обществ и отсутствии закономерностей в их развитии. Многие народы не проходили все названные формацииБольшинство исторических процессов не могут быть объяснены только экономическими факторами.Отодвигается на задний план роль человека ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД Общее и различия в подходах.Недостатки. Закрепление Задание 3, стр.134-135 учебника. Заполнить таблицу. Домашнее задание Параграф 13, записи в тетради.