Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС дошкольного образования


Преемственность ФГОС начального общего образования ФГОС дошкольного образования.Карта готовности ребёнка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между ДОУ и начальной школой.1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 муниципального образования Мостовский районГерасимова Светлана Алексеевна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 18 Преемственность ФГОСов дошкольного и начального общего общего образования:единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований к:условиям реализации стандартаструктурно-содержательным компонентам основной образовательной программыобразовательным результатамединый психолого-педагогический методологический подход:ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнкапонятие об универсальных учебных действияхориентация на возрастные психофизиологические особенности детей2 Преемственность ФГОСов дошкольного и начального общего общего образования:принцип организации инклюзивного образования:минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидовразработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных условий для детей-инвалидов)направленность основных образовательных программ ДО и НОО:формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детейпроцесс успешной социализации ребёнкаразвитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствованиясохранение и укрепление здоровья детей3 Сравнительный анализ содержательных областей образовательных программ ФГОСов:4 Образовательные области ФГОС ДО: Предметные области ФГОС НОО: * обществознание и естествознание коммуникативно-личностное развитие (окружающий мир) * основы духовно-нравственной культуры народов России познавательное развитие * филология * математика и информатика * технологияречевое развитие * филология художественно-эстетическое развитие * искусство физическое развитие * физическая культура Отличия ФГОСов дошкольного и начального общего образования:5 ФГОС дошкольного образования: ФГОС начального общего образования: 1. Нецензовый характер образования в связи 1. Цензовый характер образования: итого-с необязательностью данной ступени вая оценка достижения результатов освое- ния ООП НОО – основание для перевода на следующую ступень2. Результаты освоения ООП ДО – целевые 2. Результаты освоения ООП НОО: личност-ориентиры, не подлежат непосредственной ные (не подлежат индивидуальной оценке),оценке и не являются основанием для срав- метапредметные (УУД) и предметные под- нения с реальными результатами детей лежат промежуточной и итоговой индиви- дуальной оценке3. Разработка специальных вариантов стан- 3. Ведётся разработка СФГОСов для детей с дарта для детей с ОВЗ не предусмотрена ОВЗ (в зависимости от характера и тяжести имеющихся нарушений) Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров к универсальным учебным действиям6Целевые ориентиры ДО: инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игрыуверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинстваспособен к фантазии, воображению и творчествулюбознателен, проявляет интерес к причинно-следственным связямспособен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельностиЛичностные универсальные учебные действия Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров к универсальным учебным действиям7Целевые ориентиры ДОактивно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играхспособен договариваться, учитывать чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желанияКоммуникативные универсальные учебные действия Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров к универсальным учебным действиям8Целевые ориентиры ДОактивно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играхспособен договариваться, учитывать чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желанияКоммуникативные универсальные учебные действия Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров к универсальным учебным действиям9Целевые ориентиры ДОсклонен наблюдать, экспериментироватьобладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мирезнаком с книжной культурой и детской литературойобладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, историиимеет предпосылки грамотности Познавательные универсальные учебные действия Преемственностьсохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, сохраняет «радость детства».как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника, а, значит действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение конкретных знаний и навыков. УМЕНИЕ УЧИТЬСЯСПОСОБНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СПОСОБНОСТЬ СУБЪЕКТА К САМОРАЗВИТИЮ ПУТЕМ АКТИВНОГО ПРИСВОЕНИЯ НОВОГОСОЦИАЛЬНОГО ОПЫТАЧТО ТАКОЕ УУД ? ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕЛИЧНОСТНЫЕВИДЫ УУД Личностные Самоопределение (процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления ) Смыслообразование(установление связи между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется)  Нравственно – этическое оценивание(нравственно – эстетическая ориентация) Регулятивные Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) Планирование (составление плана и последовательности действий) Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик) Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона )Коррекция (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата) Оценка (оценка результатов работы) Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий) ПознавательныеОбщеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера) Знаково-символические действия(моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) Логические (анализ объектов с целью выделения признаков;синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений )Действия постановки и решения проблем(формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера) Коммуникативные Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разре­шения конфликта, принятие решения и его реализация) Управление поведением партнёра(контроль, коррекция, оценка его действий) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Формирование предпосылок УУД как условие успешности обучения ребенка в школе Стартовая диагностика и обследования первоклассников МБОУ СОШ № 18 2014-2015 учебный год мониторинг готовности первоклассников к обучению с целью:получения достоверных данных о состоянии готовности первоклассников к обучению в школе:выявление проблем преемственности между учреждениями дошкольного образования и начальной школой,выявить проблемы сформированности предпосылок УУД учащихся 1–х классов. Социально-педагогическая диагностикаПоступило в первый класс – 14 уч.: мальчиков – 7; девочек – 7.Из ДОУ – 10 (71%)Неорганизованные дети – 4 (29%)Посещали занятия в ГПП – 13 (92 %) Социальный статус семьиОбразование родителейвысшее – 1среднее-специальное – 3среднее - 9Категория семьиПолная – 8Неполная – 5Многодетная - 7 Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключалась в проверке сформированности предпосылок универсальных учебных действий. При этом не нужно было выяснять умения читать, писать, считать, т.е. проверять те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе. Предлагаемые для определения готовности детей к школе задания максимально учитывали особенности и возможности 6-летних детей, обеспечивали адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт.В ходе проведения диагностических работ были определены стартовые возможности первоклассников к продуктивной учебной деятельности. Выявлены индивидуальные различия между обучающимися, благодаря которым выделились 4 группы готовности к обучению. {E8B1032C-EA38-4F05-BA0D-38AFFFC7BED3}ОУ Всего обследов.уч-сяНизкий уровень0-14 б. Средне-низкий 15-25б.Средний25-35 б. Выше среднего35-45 б.МБОУ СОШ № 18142453 Уровень подготовки к обучению в школе по результатам стартовой диагностики учащихся 1-го класса в 2014-2015 году В ходе педагогической диагностики проверялись:особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) – личностные УУД (Методика "Лесенка" Щур В.Г.);умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение – регулятивные УУД («Рисование бабочки», методика «Кодирование»);умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), умение пересчитывать клеточки; умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, соответственно правильному пониманию текста задачи; понимания терминов "внутри", "вне"; классифицировать наглядный материал – познавательные УУД;состояние фонематического слуха, фонематического восприятия - познавательные УУД;коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) – коммуникативные УУД (Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман);внешние особенности устной речи, ее развернутость и связность - коммуникативные действия («Развитие устной речи» методика Н.В. Нечаевой). Вывод Родители и учителя и по-разному понимают готовность ребенка к школе: родители оценивают его навыки в чтении, письме и счете, а учителя обращают внимание на психологическую и социальную зрелость ребенка (более профессиональный подход). Устранить этот разрыв можно в процессе предшкольной подготовки, проведя разъяснительную работу с родителями. В целом процент детей со средним уровнем общей готовности к обучению составил 60%. Он свидетельствует, прежде всего, о результативности системы дошкольного образования и предшкольной подготовки. Получение дошкольного образования оказывает существенное влияние на успешность адаптации ребенка к школе, прежде всего в плане социальной и психологической готовности. В связи с этим охват первоклассников дошкольным образованием является важным показателем. СФОРМИРОВАННОСТЬПРЕДПОСЫЛОК УУД –НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕПРЕДШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАНИЕНАЧАЛЬНАЯШКОЛА Давайте укреплять мосты партнерства,Содружества, взаимопонимания.Без лишней суеты или актерстваПроявим и заботу и старание.Давайте помогать в пути друг другу,Ведь наша цель, по сути, благородна:Растить детей. Не уповать на чудо,А действовать и мудро и свободно…