Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) и региональный аспект преподавания школьной географии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Центр образования №16» г. Тулы Федеральный государственный образовательный стандартосновного общего образования (ФГОС ООО)ирегиональный аспектпреподавания школьной географии Челнокова Татьяна Александровна, учитель географиипедагогический стаж – 4 года Тула, 2016 «В эпоху быстрой смены технологий речь должна идти о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения» В соответствии с «Планом действии по модернизации общего образования на 2011-2015 годы», утвержденным распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 года, с 1 сентября 2012 года все российские школы по мере их готовности могут осуществить переход на ФГОС основного общего образования. Принципы и подход Ведущие принципы ФГОС – преемственности и развития.Метапредметные результаты:освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике; самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; построение индивидуальной образовательной траектории.На первый план выходит системно-деятельностный подход. Изменились цели предмета.Место в учебном плане.Основная задача – интеграция школьной географии в единый предмет.Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем. Новая концепция предмета «география» Стратегическая цель – формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. Цели школьной географии Уровни целей Отражающие вклад предмета в формированиенаучной картины мира Отражающие приобретение школьниками знаний и умений Отражающие возможности географии в воспитании и развитии учащихся любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;осознанно выполняющий правила здорового и безопасного дл себя и окружающих образа жизни;ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности человека. Портрет выпускника Предметные области УчебныепредметыКлассы Количество часов в неделю 5 6 7 8 9 Всего Обязательная часть Филология Русский язык 5 6 4 3 3 21 Литература 3 3 2 2 3 13 Иностранный язык 3 3 3 3 3 15 Математика и информатика Математика 5 5 10 Алгебра 3 3 3 9 Геометрия 2 2 2 6 Информатика 1 1 1 3 Общественно-научные предметы История 2 2 2 2 3 11 Обществознание 1 1 1 1 1 5 География 1 1 2 2 2 8 Учебное время изучения географиив условиях ФГОС ООО Примерный учебный план основного общего образования Учебное географическое пространствов условиях ФГОС ООО Географическая образовательная среда Пространственно-предметный компонент(кабинет географии, средства обучения географии) Социальный компонент (взаимодействие учеников, педагогов, родителей) Технологический компонент (содержание, методы, формы обучения) внутренняя внешняя урочная деятельность внеурочная деятельность УДОД общественные организации музеи, театры, библиотеки № п/п Позиции Традиционная деятельность Деятельность учителя, работающего по ФГОС ООО 1 Подготовка к уроку Жестко структурированный конспект урока, 0% свободы учителя.При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник. Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю.При подготовке использует методические рекомендации, учебник, internet-ресурсы, материалы коллег; происходит обмен конспектами. 2 Основные этапы урока Основное время урока отводилось этапу объяснения и закрепления (80%-ое говорение учителя). Объяснение занимает 20-30% урока; закрепление – 5-10% урока; самостоятельная деятельность. 3 Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить то, что запланировано на урок. Организовать деятельность детей по:поиску, обработке информации;обобщению способов деятельности;постановке учебной задачи… 4 Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий Реши, спиши, сравни, найди, выпиши, выполни…-93% – репродуктивные задания;-7% – исследуй (чаще для сильных учащихся). Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте. Сравнение деятельности