Презентация урока Урок-вершина мастерства
Cеминар«Урок- вершина мастерства»подготовил: воспитатель ГПД Ховалыг Артур Кошкар-оолович Каким должен быть современный урок? Как в сегодняшнем уроке соседствуют традиционное и новое? Урок нельзя анализировать абстрактно, исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего, не следует искать па каждом уроке применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все уроки были комбинированными, включали все «элементы», - это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его. 20.01.2009 г. Цели данного педсовета: собрать фактический материал, который поможет проанализировать достоинства и недостатки уроков в школе, обозначить ресурсы развития урока, определить дальнейшие направления деятельности в данной сфере. 20.01.2009 г. В подготовке к педсовету участвовали все методические объединения нашей школы, которые заполняли специально подготовленные анкеты 20.01.2009 г. Факторов, влияющих на совершенствование качества образования, много, одни из которых следующие: динамика процессов развития школы в целом, всех ее структур как педагогической системы; объем и полнота реализации школой кадрового, научно-методического, материально-технического и иных потенциалов и ресурсов; связь школы с учреждениями культуры и дополнительного образования; взаимодействие школы с наукой; совершенствование подходов, технологий и процедур обеспечения качества образовательного процесса и его результатов. Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок. Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. Наши выпускники входят в жизнь после обучения с твердой уверенностью, что и в дальнейшем все будет также весело, увлекательно и, главное – беззаботно. Но жизнь-то стала другой, в ней никому ничего не дается просто так. В реальной жизни всего надо добиваться самому, не теряя при этом человеческого достоинства. Первый подход трактует нетрадиционный урок как отход от четкой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приемов.При втором подходе имеются в виду формы урока, появившиеся в последнее время и завоевывающие все более прочные позиции в современной школы. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ НЕОБЫЧНЫХ УРОКОВ 1. Уроки с измененными способами организацииУрок-лекция. Защита знаний. Защита идей. Урок взаимоконтроля. Урок творческого применения знаний. 2. Уроки, опирающиеся на фантазию Урок-инструктаж. Урок-сказка. Урок творчества. Урок-сочинение. Урок-осмотр выставки. Урок-вернисаж. Урок диалога культур. 3. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ. Урок-экскурсия. Виды: по содержанию учебного материала (тематические, комплексные); по месту проведения; по основной дидактической цели и месту данной экскурсии в изучении темы. По времени проведения относительно изучаемых тем: вводные, предварительные, текущие, сопровождающие итоговые или заключительные; комплексные. 4. Уроки с игровой состязательной основой Урок-игровая технология. Урок с дидактической игрой. Виды: обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.Урок-ролевая игра. Формы:. Пресс-конференции. Урок-игра “Придумай проект”. Урок - проверочный кроссворд. Урок-деловая игра. Виды: производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.Урок-КВН. Урок “Что? Где? Когда?” Урок-эстафета. Урок-путешествие. Урок изобретательства или защиты ученических проектов. 5. Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации Урок – общественный смотр знаний. Урок-семинар. Урок зачет. Урок-консультация (виды: тематические и целевые (уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольной работы или зачета и т.д.)... Урок-практикум. Урок моделирования. 6. Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала. Уроки, которые ведут ученики. Урок “Эврика”. Урок-размышление. Урок-обозрение. Урок-решение. Урок-аннотация. Урок-панорама. Урок открытого письма. Урок - устный журнал. Философский урок. Урок жизни. 7. Уроки по аналогии с организованными событиями Урок-аукцион. Урок-ярмарка. Урок-конференция. Урок пресс-конференция. Урок - защита диссертации. Урок-конференция с целью профориентации.. 8. Уроки по аналогии с известными формами и методами деятельности Урок-исследование. Урок-интервью. Урок-диспут. Урок -командная дискуссия (дебаты). Дискуссия – “круглый стол”. Урок-“мозговая атака”. Урок-“мозговой штурм”. Мозговой штурм – это метод решения проблем путем выдвижения различных гипотез группой решателей, на основе мысленных ассоциаций. Автор метода – американский ученый А. Осборн. Этот метод дает наибольший результат при групповой работе. Гипотезы, которые предлагаются в качестве ответов одними решателями, вызывают ассоциации в осознании других, что приводит к увеличению общего количества ответов и их качества. Для проведения мозгового штурма класс делится на группы, после чего учащимся предлагается решать проблемы по следующему алгоритму: Алгоритм 1.Внимательно прочитайте задание и предположите все возможные гипотезы в качестве решений. При выдвижении гипотез запрещается их критика.2.Сделайте анализ предложенных гипотез и выберите те из них, которые наиболее вероятны и имеют под собой хотя бы частичное научное обоснование. Главная задача педагога на уроке — организация познавательной деятельности обучаемых, но она также может решаться как непродуктивными, так и продуктивными приемами. Постановка цели деятельности для ученика. Четкая постановка цели определяет направление работы класса, обеспечивает мотивацию деятельности, вносит четкость и обоснованность всех дальнейших действий на уроке. Разнообразие форм и методов урока не только мотивирует учащихся к учебной деятельности, не только вносит новизну в процесс познания, но и положительно действует на здоровье учащихся: снижает утомляемость и напряжение Сотрудничество между учащимися развивает коммуникативные навыки школьников, формируют навыки культуры общения, поднимают авторитет знаний, позитивно влияют на развитие речи. Самоконтроль дает возможность видеть и анализировать свои ошибки, развивает способность к рефлексии. Современные технологии или их элементы, с которыми хорошо знакомы практически все учителя школы, применяются неактивно, хотя всем совершенно очевидна их продуктивность. Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа) 20.01.2009 г. Педагогический аспект урока может быть рассмотрен через следующие компоненты: место урока в системе уроков;правильность постановки цели урока;организация урока;содержание урока;методика проведения урока;общение на уроке;работа и поведение учащихся на уроке. 20.01.2009 г. Методический аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты: основная учебная цель урока;методическая логика урока;использование различных средств обучения;использование различных методических приемов;использование различных организационных форм обучения. 20.01.2009 г. Памятка для самоанализа урока A. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?1.1 Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?1.2 Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?1.3 Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе других предметов)?1.4 Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?1.5 В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?1.6 Как (и почему) была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?2. Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?5. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?6. Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для проведения урока и почему?Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если - да, какие, почему и к чему они привели?B. Удалось ли:• решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;• избежать перегрузки и переутомления учащихся;• сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие? Какова общая самооценка урока?Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее? 20.01.2009 г.