Презентация на тему: Роль проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников
Тема: «Роль проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников» Три основных условия формирования творческого мышления, три стратегии Индивидуализация образованияИсследовательское обучениеПроблематизация Объект исследования: Развитие творческого мышления школьников на уроках математики Предмет исследования: Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей Цель исследования: Разработать систему карточек для индивидуальной работы с разной степенью проблемности для повышения уровня творческого мышления Задачи исследования: проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;раскрыть сущность проблемного изучения и его роль в развитии творческого мышления младших школьников;проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках математики в начальной школе;выявить возможности развития творческого мышления школьников;выработать некоторые приемы и подходы к развитию творческого мышления младших школьников на уроках математики через проблематизацию. Гипотеза: Уровень творческого мышления младших школьников повышается при использовании на уроках математики системы заданий с разной степенью проблемности Методы: Теоретический анализ психолого – педагогической литературы, тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий), статистическо – математический метод обработки результатов Беглость Легкость мышления Точность выполнения задания Гибкость Переключение с одной идеи на другую Оригинальность Минимальная частота данного ответа к однородной группе Показатели, характеризующие творческое мышление Полный акт мышления ощущение трудности обнаружение и определение трудности выдвижение замысла разрешения трудности (формулировка гипотезы) формулировка выводов, следующих из предполагаемого решения (логическая проверка гипотезы) последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отвергнуть гипотезу Основные функции учебной проблемы: Определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемыФормирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний по виду рассогласованияинформации по уровнюпроблемности по методическимспособностям по содержанию неизвестного Проблемная ситуация Особые методические приемы: учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решенияпобеждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять фактыставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения)излагает различные точки зрения на один и тот же вопросопределяет проблемные теоретические и практические заданияпредлагает классу расмотреть явление я различных позицийсталкивает противоречия практической деятельностиставит проблемные задачи Четыре уровня проблемного обучения: Уровень несамостоятельной активностиУровень полусамостоятельной активностиУровень самостоятельной активностиУровень творческой активности Типология творческих задач: Задачи с не сформулированным вопросомЗадачи с недостающими даннымиЗадачи с излишними даннымЗадачи с несколькими решениямиЗадачи с меняющимся содержаниемЗадачи на соображение, логическое мышление Задание на смекалку. Самый высокий уровень. Детям предлагалось следующее задание: Найди простой способ вычисления суммы всех чисел в ряду от 1 до 20. Высокий уровень. Найди сумму такой пары чисел, чтобы можно было простым способом произвести вычисление. 1+2+3+…+18+19+20= Средний уровень. Найди простой способ вычисления, соединив линиями пары чисел. 1+2+3+…+18+19+20= Низкий уровень. Найди сумму каждой пары чисел, соединенных линиями. Вычисли простым способом сумму всех чисел. 1+2+3+…+18+19+20= Спасибо за внимание!