Презентация Родителям о возрастных особенностях семиклассников


Возрастные особенности младших подростков(семиклассники)МБОУ «Лянторская СОШ №5»Подготовила педагог-психолог С.Ф. Девятых Седьмой класс – это время полового созревания и ускорения физического развития. Этот период - время больших возможностей и больших опасностей. В седьмом классе возникают первые влечения (часто неосознанные), новые переживания, потребности и интересы. Возникает желание любить и быть любимым, появляется особый новый интерес к этой сфере человеческих отношений.Жалобы родителей на чрезмерное внимание подростков к своей внешности. Основные задачи развития в этот период:формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;формирование интереса к другому человеку как к личности;развитие интереса к себе как к личности, формирование первых навыков самоанализа;развитие чувства взрослости;развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания;развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с половым созреванием. Сильные отклонения в физическом развитии от бытующего среди подростков «стандарта» относятся к факторам риска. Такие подростки, подвержены неблагоприятным влияниям:у них чаще формируется негативная самооценка,отмечается большая зависимость от окружения – в формах подчинения ему или бунта против него. Важнейшим содержанием психического развития подростков является развитие самосознания (интерес к собственной личности, выявление своих возможностей и их оценка). Центральным новообразованием этого возраста является возникновение чувства взрослости В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности: появляется способность к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений, формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения,развивается способность к абстрактному мышлению, интенсивное развитие произвольной памяти.Значимой особенностью мышления подростка является его критичность (у ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе).В этом возрасте подросток весьма подражателен, что может привести его к ошибочным и даже к аморальным представлениям и поступкам.Происходит сознательное усвоение ценностей и норм поведения Значимой особенностью мышления подростка является его критичность (у ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе).В этом возрасте подросток весьма подражателен, что может привести его к ошибочным и даже к аморальным представлениям и поступкам. Особенность, черта характера Положительное проявление Отрицательное проявление Воспитательное воздействие 1. Появление чувства взрослости Стремление делать что-то значимое, социально поощряемое Копируются чисто внешние признаки взрослости (курение, употребление алкоголя) Поощрять проявление общественно одобряемых черт взрослости 2. Начало "ценностного конфликта"Отстаивание собственного понимания взглядов на мир. Обличение взрослых в том, что они сами не следуют нормам, которые провозглашают. Соблюдать принципы справедливости, объяснять требования детям. Особенность, черта характера Положительное проявление Отрицательное проявление Воспитательное воздействие 3. Новый период в нравственном развитии Становятся значимыми ценности, выходящие за рамки его жизни (справедливость, искренность, свобода, любовь). Ребенку важнее говорить о ценностях, принципах, чем претворять их в жизнь. Взрослые должны отстаивать свою точку зрения, но очень доброжелательно и аргументировано4.Потреби-тельское отношение к взрослым. Желание проверить равенство прав со взрослыми. Расширение своих прав и сужение своих обязанностей.Не снижать требований, объясняя их разумность. Но помогать ребенку выполнять эти требования (он должен чувствовать безопасность). Особенность, черта характера Положительное проявление Отрицательное проявление Воспитательное воздействие 5. "Право на родителей" Хотят получить подтверждение того, что их по-прежнему любят. Становятся капризными, требовательными, хотят новых проявлений родительской любви. Учить детей различию в способах выражения чувств между взрослыми и детьми, чужими и близкими..6. Недостаточный опыт общения Ложь, агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение. Совместный анализ поступков ребенка, выражение понимания Особенность, черта характера Положительное проявление Отрицательное проявление Воспитательное воздействие 7. Развитие самооценки Ребенок начинает ориентироваться на реальные достижения. Выявляется группа ребят, не считающих себя способными ни к одному предмету.Использование "эффекта Розенталя". 8. Потребность говорить о себе.Отсутствие рефлексии и достаточного словарного запаса, описывающего чувства. Дать возможность говорить о себе, своих удачах и неудачах Особенность, черта характера Положительное проявление Отрицательное проявление Воспитательное воздействие 9. Учение обретает личностный смысл.Формируется интерес к какой-либо деятельностиОтсутствие учебной мотивации.Создание классов, групп по уровням обучения, по интересам. Занятия научной работой. 10. Познавательная активность Пик любознательности Формирование устойчивых интересов. Мода на интересы. Неустойчивый характер интересов, отрицание того, что их главный труд - учеба Формировать воспитывающую образовательную среду. 11.Формирование понятийного мышления Формируется научный язык, умение логически мыслить Непонимание значения самых распространенных слов. Давать определение понятий, добиваться полного понимания. Возможные нарушения в развития личности в подростковом возрасте."Аффект неадекватности" – искажение самооценки, при котором человек видит только свои успехи, неудачи не замечаются и не анализируются."Дефицит успеха" - ребенок считает успех случайным, не верит в свои силы."Задержка развития интеллекта", но возможен "эффект внезапного пробуждения интеллекта" – резко ибыстро сформировавшаяся мотивация учения.




Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требованияУ подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка). Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше. Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни. Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права. Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки. Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу. Л. Выготский «Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте. Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые сложившимися в подростковом возрасте стремлениями, влечениями, интересами.» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!