Презентация по истории на тему Русское искусство 14-17 веков


Кузнецова Л.В. Архитектура Соборы московского кремля:АрхангельскийБлаговещенскийУспенскийКолокольня Ивана ВеликогоСобор Василия Блаженного Соборная площадь Нынешний облик площади сложился в течение 16 века.Здания Соборной площади строились с участием итальянских зодчих, поэтому на её облик большое влияние оказала архитектура итальянского Возрождения. С Соборной площадью связано множество исторических событий: в Грановитой палате принимались иностранные послы, проходили Земские Соборы. В Успенском соборе проходили коронации русских царей и императоров, а Архангельский собор служил им усыпальницей. Успенский собор Успенский собор Сооружён в 1475 – 1479 г.под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиорованти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом.Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 17 веке собор был расписан заново, старые росписи не сохранились.Храм многократно страдал от пожаров, многократно обновлялся и реставрировался. В 1547 г здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.В 1812 г. собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 г., после переезда сюда правительства РСФСР. Благовещенский Собор Благовещенский Собор Построен в 1489 году псковскими мастерами на месте старого собора. В 1572 г. к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского.Частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 г. художником Феодосием, сыном Дионисия. Иконостас собора содержит иконы, написанные в 1405 г. Андреем Рублевым и Феофаном Греком.До 18 века являлся домовой церковью Московских государей. Архангельский собор Архангельский собор Собор был сооружён в 1505 – 1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового. С 1599 года по 1765 год при соборе состояли особые архиереи, обязанностью которых было совершать панихиды во дни поминовения князей и царей. Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части (на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи). Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского ВозрожденияВ соборе находятся фрески 15-16 веков, а также деревянный иконостас с иконами 17-19 веков.Служил усыпальницей русских царей и императоров. Всего в соборе 54 погребения, включая раки святых царевича Дмитрия Ивановича и Михаила Черниговского. Колокольня ИванаВеликого Колокольня Ивана Великого Церковь в московском Кремле высотой 81 метр.В 1329 на этом месте была построена Церковь Иоанна Лествичника. В 1505 церковь была разобрана, и на её месте Боном Фрязином была сооружена новая церковь. В 1532-1543 зодчий Петрок Малый с северной стороны церкви пристроил прямоугольную звонницу с храмом «Вознесения».В 1600 году при царе Борисе Годунове к двум ярусам колокольни Иоанна Лествичника был достроен ещё один, после чего колокольня приобрела современный вид. Завершение строительства отмечает надпись золотыми буквами под куполом колокольни:"Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича / всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя / Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства их ".Вплоть до конца 19 века, когда был построен Храм Христа Спасителя, колокольня Ивана Великого оставалась высочайшим сооружением в Москве.В 1812 французы взорвали пристройки у Ивана Великого, которые впоследствии были отстроены, но в ином виде. Всего на ней 34 колокола: Успенский — самый большой, далее — Реут, или Ревун. Другие колокола: Медведь — древнейший (1501), Татарин, Лебедь, Голодарь, Корсунский и проч. Шатровый стиль Появился в русской архитектуре в 16 веке.Прообразом были деревянные церкви русского севера. Крестово-купольная церковь в верхней части превращается в восьмигранник и завершается устремленным ввысь шатром.В середине 17 века патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей как неканоническое. Церковь Вознесения в Коломенском Собор Василия Блаженного Собор Василия Блаженного Покровский собор был построен в 1555-1560 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Создатели собора - Барма и Постник . Куполов всего 10. Девять куполов над храмом и один купол над колокольней. Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань. Все эти восемь церквей увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божьей Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.В 1588 г. с северо-востока к собору был пристроен придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469—1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное названиеСобор неоднократно реставрировался. В 17 веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).В 1929 г. закрыт, были сняты колокола. Вновь начал использоваться для богослужения с 14 октября (праздникПокрова) 1991 г.. Покровский собор — одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих жителей планеты Земля он является символом Москвы и России. Грановитая палата Построена в 1487 — 1491 году по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Стены московского Кремля Во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Пьетро Антонио Солари Теремной дворец построен в 1635—1636 годах по приказу царя Михаила Романова мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным, Ларионом Ушаковым. Это первые каменные покои в царском дворце. Церковь Покрова в Филях.Московское барокко Живопись ИконыФрескипарсуны Художники:Феофан Грек 1340 — около 1410Андрей Рублев 1375/80- 1428Дионисий 1440—1502 Андрей Рублев Родился около 1340-1350 г. Монах Спасо-Андроникова монастыря.Ему присущ свой индивидуальный русский стиль.Участвовал в росписи Благовещенского, Успенского соборов в Москве, Успенского собора во ВладимиреВоплотил возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. В конце XIV — начале XV веков Рублёв создал свой шедевр — икону «Троица» (Третьяковская галерея). Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. На иконе есть еще несколько символов: дерево, гора и дом. Дерево — мамврийский дуб — превратилось у Рублева в древо жизни. Гора воплощает святость Троицы, а дом — Божие Домостроительство. А внешние контуры образуют 5-угольник, символизирующий Вифлеемскую звезду. «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Андрей Рублев. Апостол Павел Андрей Рублев.Спас. Андрей РублевТроица Дионисий Феофан Грек Симон Ушаков.Спас Нерукотворный Парсуна –портрет, произведение переходного периода от иконописи к светской портретной живописи Скопин-Шуйский Иван Грозный Литература: «Задонщина» к. 14 в.«Сказание о Мамаевом побоище» - 15 векЕпифаний Премудрый. Жития святых. 15 в.Афанасий Никитин. «Хождение за три моря» - 15 век«Повесть о Фроле Скобееве» - 17 в. Афанасий Никитин Памятник Никитину в Твери АФАНАСИЙ НИКИТИН Родился около 1433 г., в семье крестьянина Никиты; прозванье его было Майков. Совершил путешествие в по Персии, Индии и Турции. Первое в русской литературе описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран.Отправившись из Нижнего Новгорода в свите ширванского посла, Никитин был ограблен астраханскими татарами в устьях Волги, не захотел с пустыми руками возвращаться в Русь, где у него были долги, и решился пробраться в Индию с дорогим жеребцом, которого он надеялся выгодно продать там, и, накупивши надобных на Руси товаров, возвратиться в отечество. Но он ошибся в расчёте:Кроме обманутых надежд относительно торговых выгод Никитин подвергался большим опасностям:Никитин описывает роскошь южной природы, пышность владельцев и вельмож, великолепие дворцов их, бедность сельского народа, легкую одежду жителей Индии, их легкие нравы.Наконец Никитин выбрал путь — через Персию к Чёрному морю и далее в Кафу. До дома он, однако, так и не добрался, а умер в дороге под Смоленском. Его рукопись оказалась у московского дьяка Василия Момырёва, её текст был внесён в Летописный свод 1489 г., был продублирован в Софийской II и Львовской летописях. Записки были обнаружены Н. И. Карамзиным в архиве Троицко-Сергиевского монастыря. Театр. Возник во второй половине 17 века при дворе Алексея Михайловича. Иноземные пьесы.После смерти А. М. прекратил свое существование.