Презентация по истории на тему Русское региональное искусство


Все на свете уходит – остается искусство. В Боровицкая. Развитие русского регионального искусства «Россия в злате куполов, молитвой и веками освящённых» (Великий князь Константин Романов) МХК, 10 класс Урок № 18-19 Д.З.: Гл.17, подг. Доклады по темам стр.184 ЦЕЛИ УРОКА познакомить с искусством Киевской Руси; расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений; воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре наших предков, к их культурному наследию. притворы; храм Софии; Успенский собор (во Владимире); храм Покрова на Нерли (Покрова Богородицы); прясла; аркатурно-колончатый пояс; Дмитриевский собор (во Владимире); резьба по камню; Московский Кремль; Андрей Рублёв, Даниил Чёрный; московская школа живописи ПОНЯТИЯ, ИДЕИ Универсальные учебные действия • выявлять характерные особенности и оценивать значение новгородской архитектуры;• оценивать произведения искусства Великого Новгорода в единстве содержания и формы;• находить в Интернете дополнительную информацию о декоративном убранстве Георгиевского собора в Юрьеве-Польском и проводить сравнение с Дмитриевским собором во Владимире;• оценивать вклад Феофана Грека в мировое и отечественное искусство;• находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и изобразительного искусства ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Искусство Великого Новгорода.Искусство Владимиро-Суздальского княжества.Искусство Московского княжества. Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет искусство Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского и Московского княжеств? подвопросы Искусство Великого Новгорода. Создание самобытного искусства, обусловленного усилением демократических тенденций. Выдающиеся памятники новгородского зодчества, характерные особенности их архитектурного облика. Шедевры фресковой живописи. Формирование новгородской школы иконописи. Творчество Феофана Грека.Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Характерные особенности храмового строительства. Успенский собор во Владимире. Творения владимирских резчиков по камню (на примере Дмитриевского собора во Владимире).Искусство Московского княжества. ИскусствоВЕЛИКОГО НОВГОРОДА В культуре Великого Новгорода, отделившегося от Киева, проявились черты самобытности. Торгово-промышленный Новгород не стремился к роскоши. На его искусстве лежал отпечаток строгости и простоты. Лучшие новгородские мастера умели создавать подлинные шедевры архитектуры и изобразительного искусства скупыми средствами. Ярким образцом памятников новгородского зодчества последней трети XII века по праву считается церковь Спаса Преображения на Нередице. С середины 12 в. в Новгороде почти прекращается княжеское строительство и возникает множество небольших приходских храмов. Облик церкви сдержан и строг.Один купол, три нефа, с востока три алтарные апсиды, две апсиды резко пониженные. Единственное украшение – аркатурный (в виде арки) пояс под куполом с восемью прорезанными узкими окнами. Церковь Спаса Преображения на Нередице. г. Великий Новгород Фрески церкви Спаса Преображения на Нередице. Архангел Михаил, фреска центральной апсиды Святитель Фока. Мировую известность церкви принесли фрески, выполненные в необычном светлом колорите: сочетание жёлто-красной охры, нежно-зелёного и синего цветов. Белый цвет положен на лики святых крупными, рельефными мазками.В годы Великой Отечественной войны в результате фашистских обстрелов церковь была разрушена и многие фрески не сохранились. Сохранились лишь росписи алтарной части и нижних участков стен Церковь Рождества Богородицы в Перыни перв. четверть XIII века. Построена на месте языческого святилища в Перыне.Тип новгородских сооружений остаётся неизменным на протяжении более двух столетий. Церковь Петра и Павла в Кожевниках Церковь Симеона Богоприимца Церковь Прокопия Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Церковь Федора Стратилата на Ручью Новгородская школа иконописии Воскрешение Лазаря Икона «Битва новгородцев с суздальцами. В конце 13 века формируется новгородская школа иконописи. Её расцвет пришёлся на вторую половину 14в – начало 15 века.Множество икон погибло в огне средневековых пожаров и во время ВОВ. Цвета яркие, насыщенные, чистые - на красном фоне (киноварь) Работы Феофана Грека – византийский художник, прибывший в Новгород в 70-е годы XIV века.Краски изобилуют оттенками тонов. Формы моделирует при помощи света используя белила и блики, что более точно передаёт объём. Донская икона Божией Матери Старец Макарий Египетский Спас Вседержитель(Пантократор) Церковь Спаса Преображения на Нередице. г. Великий Новгород Церковь Рождества Богородицы в Перыни Перечислите характерные особенности архитектуры Новгорода? ИскусствоВладимиро-Суздальского княжества Новый блестящий подъём древнерусского зодчества начинается с середины XII века и крупнейшим центром Руси становится Владимиро-Суздальское княжество. В основе архитектурного творчества этого периода лежала идея объединении Руси под властью Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского. Архитектура теперь призвана была создать ореол силы и могущества великокняжеской власти.  Разворачивается широкомасштабное строительство. Помимо старых городов- Ростова, Суздаля, Ярославля, выдвигаются новые: Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Москва и особенно Владимир. Здесь создаются выдающиеся памятники искусства. АндрейБоголюбский При Андрее Боголюбском (1157-1174), владимиро-суздальская архитектура достигла наибольшего расцвета. Особенности:Киевская техника кладки из плинфы здесь сменяется кладкой из белого тесаного камня на известковом растворе.Храмы увенчивались одной главой, возвышающейся на высоком барабане.Оригинальность каменных резных украшений, при общей простоте и сдержанности внешнего убранства. Успенский собор во Владимире. 1158-1160гг. 1. Строительство новой столицы княжества – г. Владимира. Возвёл укрепления и определил градостроительную структуру, где главное место отвёл возведению Успенского собора (центр города).2. Успенский собор - Андрей Боголюбский задумывал свой храм не только как главный собор владимирской епископии, но и как оплот новой, независимой от Киева митрополии. Успенский собор стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля. Заняв наиболее выгодную точку городского рельефа на кромке обрыва, он господствовал над городом и его окрестностями, а золотой купол собора было видно на многие версты вокруг.   По высоте Свято Успенский собор во Владимире превосходил Софийские соборы Киева и Великого Новгорода. Сложен из белого камня-известняка, а его центральная глава покрыта «червонным золотом», за что он получил наименование «Златоверхого». Вначале был одноглавым с дополнительными помещениями(притворами), а в последствии 5-и-главым. Высота храма в 2 раза превышает его ширину. колокольня собор Успенский собор во Владимире 1158-1161гг. Успенский собор во Владимире …Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…И. Э. Грабарь Одновременно с храмом началось строительство резиденции владимирских князей в Боголюбово, неподалёку от которой был возведён белокаменный Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли, 1165г. Церковь Покрова на Нерли - шедевр мирового зодчества, вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Её называют "белой лебедью" русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Это маленькое, изящное здание построено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Церковь невелика и удивительно гармонична. Полуцилиндры апсиды, такие грузные, так сильно выступающие в постройках Юрия Долгорукого, здесь словно утоплены в тело храма, и восточная (алтарная) часть не перевешивает западную. С помощью удачно выбранных форм, пропорций и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленность в высь. Впервые в оформление фасадов были использованы архитектурные сооружения – рельефы в виде женских и львиных масок, а также три сюжетные композиции, по одной на каждом фасаде. В центре каждого фасада (кроме восточного) находится рельефная фигура знаменитого библейского царя Давида-псалмопевца. Зачарованные его музыкой, присмирели львы, птицы и грифоны. Храм внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО  В настоящее время храм Покрова, как и прежде, приписан к Боголюбовскому монастырю; совместно используется музеем-заповедником и церковью. Важнейшую роль в художественном оформлении владимирских храмов играла резьба по камню. Резчики проявляли подлинное мастерство, черпая вдохновение в народных традициях декоративно-прикладного искусства. Среди многочисленных храмов Владимира нарядностью и обилием украшений выделяется 1194-1197гг. Дмитриевский собор. Тонкое резное кружево, сплошь покрывающее поверхности стен от аркатурно-колончатого пояса до самого купола – главная примечательность собора. Стены украшают около 600 рельефов. Фигуры Христа, пророков и апостолов, мучеников и святых воинов сочетаются с изображениями зверей, львиными масками и цветущими деревьями. Дмитриевскийсобор Дмитриевский собор Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли Золотые ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построены в1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. В XIV веке русские земли начинают объединяться вокруг Москвы. Архитектура Московского княжества во многом опиралась на традиции владимиро-суздальских мастеров, сюда же приглашали и иноземных зодчих. В деревянной Москве началось сооружение первых каменных построек. ИВАН КАЛИТА (ок. 1283–1340) – великий князь московский с 1325 и великий князь владимирский с 1328. Прозвище Калита (кошель) получил за щедрость к нищим и огромные богатства, которые использовал для увеличения своей территории «куплями» в чужих княжествах. При Иване Калите в Московском Кремле были построены белокаменные Успенский собор (первоначальный храм не сохранился), Собор Спаса на Бору (снесен в 1933 году),Архангельский собор (первоначальный храм не сохранился),  церковь Иоанна Лествичника  (первоначальный храм не сохранился) и новый дубовый Московский Кремль (первоначальное сооружение, естественно, не сохранилось). Дмитрий Донской  В правление Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель, владимирское великое княжение стало наследственной собственностью московских князей, были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой, был построен белокаменный Московский Кремль, который стал важнейшим оборонительным объектом. В оборонительных целях вокруг Москвы стали возводиться хорошо укреплённые крепости в Нижнем Новгороде, Серпухове и др. городах. Во второй половине 14 века – первой трети 15 века , в период обострения борьбы с Золотой Ордой, Москва сыграла главную роль. - московский князь Московский кремль Стены имели протяжённость около 2000 м.. Крепость насчитывала всего 9 башен, 6 из которых имели проездные ворота.Москва приобрела славу «сильного и славного града». Башни Московского Кремля 1-я безымянная 2-я безымянная Беклемишевская Благовещенская Боровицкая Водовзводная Комендантская Константиново-Еленинская Набатная Никольская Оружейная Петровская Сенатская Спасская Средняя арсенальная Тайницкая Троицкая Угловая арсенальная Царская Кутафья Красная площадь 1555-1561гг. Спасская Сенатская Андрей Рублёв (около 1340/1350 — 17 октября 1428, Москва; погребён в Спасо-Андрониковом монастыре) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Русской православной церковью канонизирован в 1988 г. в лике преподобного. Московская школа живописи Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Он делал росписи вместе с Даниилом Чёрным  Фрагмент фрески «Страшный суд» Работы А.Рублёва в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Спас Вседержитель  Архангел Михаил  Во внешне спокойных образах он мог передать целую гамму душевных переживаний. Творческая манера: мягкость и обобщённость силуэтов, гармоничный колорит. Спас в силах  Троица Ветхозаветная  Контрольные вопросы Контрольные вопросы Творческая мастерская Внутренний слайд Рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Я научился…Я смог…Меня удивило…Мне захотелось…