Презентация Диалекты Курской обл.-национальное богатство русского народа.
Диалекты Курской области – национальное богатство русского народаМамаева Людмила: 299-428-878,Харин Андрей: 299-428-920,Сергеева Наталья:299-428-735(9 класс)Руководитель – Спицына Алла Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категорииИдентификатор: 261-014-888Гремяченский филиал МКОУ«Охочевская СОШ» Щигровского района Курской области
Подготовительный этапАктуальность проекта - в том, чтобы показать необходимость сохранить диалекты в русском языке как на всей территории Российской Федерации, так и в Курской области в частностиПроблема языковойпамятиЦель – сохранить диалекты Курской обл. как национальное богатство языка, как духовную и языковую культуру РоссииГаснет устная словесность,Разговорная краса;Отступают в неизвестностьРечи русской чудеса. В.Шефнер… наш долг, наша святая обязанность - сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи. Г.Мельниченко
Объект исследования – Курская область (Рыльский район и Щигровский район )
Задачи:- раскрыть понятие диалекта как особого пласта русского языка;- изучить историю возникновения и развития диалектов;-познакомиться с трудами исследователей науки диалектологии;-исследовать речь местных жителей д.Верхняя Гремячка Щигровского района и д.Александровка Рыльского района, выделить сходства и различия диалектов разных районов Курской обл.;- раскрыть особенности диалектов Щигровского и Рыльского районов;- дополнить имеющиеся словари диалектов Курской области наречиями Щигровского и Рыльского районов;- показать красоту народной речи жителей Курской области в устном звучании и художественной литературе на примере творчества щигровского поэта В.Конорева и рыльского поэта М.Саницкого.
План проекта.Введение.Глава 1. Диалект как разновидность разговорной речи.1.Понятие о диалекте.1.2.Из истории диалектов.3.Исследователи диалектов, или Диалектология вчера.Глава 2. Диалекты Курской области – национальное богатство русского народа.2.1. Наука диалектология сегодня.2.2. Особенности диалектов д. Верхняя Гремячка Щигровского района.2.3. Словарь диалектов жителей д. Верхняя Гремячка Щигровского района. 2.4. Особенности диалектов д. Александровка Рыльского района.2.5. Словарь диалектов жителей д. Александровка Рыльского района.Глава 3. Диалекты и литературный язык.3.1. Диалектные слова в стихотворениях щигровского поэта В.Конорева.3.2. Диалекты в стихотворениях рыльского поэта М. Саницкого.Заключение.Список литературы.
Договорились, что проект 1)по доминирующей деятельности учащихся будет исследовательский; 2)по количеству участников - групповой; 3)по предметно-содержательной области – монопроект, языковой (культуроведческий); 4)по характеру контактов – Межрегиональный, или Всероссийский; 5)по продолжительности – долгосрочный (в течение учебного года). Форма продукта проектной деятельности – научная статья. Проект: 1)по доминирующей деятельности учащихся - исследовательский; 2) по количеству участников - групповой; 3)по предметно-содержательной области – монопроект, языковой (культуроведческий); 4)по характеру контактов – Межрегиональный, или Всероссийский; 5)по продолжительности – долгосрочный (в течение учебного года). Форма продукта проектной деятельности – научная статья. Договорились, что проект 1)по доминирующей деятельности учащихся будет исследовательский; 2)по количеству участников - групповой; 3)по предметно-содержательной области – монопроект, языковой (культуроведческий); 4)по характеру контактов – Межрегиональный, или Всероссийский; 5)по продолжительности – долгосрочный (в течение учебного года). Форма продукта проектной деятельности – научная статья.
Основной этап - реализация проекта
Особенности диалектов Курской областиФрикативный [g] вместо взрывного [г]«Старый дру[х] лучше новых двух»окончание е в родительном падеже единственного числа существительных 1 склонения, форма «у женЕ»[т,] у глаголов 3 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего простого времениАканье «У голодной кумЕ все хлеб на уме».«Много говорить – голова заболи[т,]»з[а]п[а]су
Словарь диалектов Курской областиКошонок – котенок, Кубан – глиняный Гуска – гусыня, кыска -киска горшок для молока гусенята - гусята
«Что ни село, то говор…» УхватЯмки Емки ДорогаБольшак шлях
Диалекты и литературный языкМ.СаницкийИ в подойник – колокол со звономБьют тугие струи молока.И твоя комолая короваМашет мне приветливо хвостом.В.Н.КоноревПробуй сымки. Сыночек, Сковородник здесь – чапля, а ухваты – ямки. Удивительно часто здесь названья емки, с детства слыханных слов: крыки, копань, залета, слань, отряха, дежа…
Завершающий этап – рефлексия деятельности
Выводы:Вывод 1. Диалект как разновидность речевой деятельности возник в начале XI века и сохранил некоторые особенности до настоящего времени.Вывод 2. Диалекты Курской обл. – национальное богатство русского народа.Вывод. 3. Словари и художественная литература – хранилище диалектных слов.Общий вывод. Диалекты как составляющую национального русского языка необходимо сохранить для будущих потомков.
Берегите наш национальный русский язык, потому что в нем – народная душа, потому что «именно из таких наречий и вырос в многовековом процессе он сам, этот великий, общерусский язык – наша гордость и наша слава». (Л.Успенский)