Презентация по логопедии на тему Алалия. Методы коррекционного воздействия при алалии


Подготовил: учитель-логопед МОУ «Аннинская СОШ с УИОП» Сивичева Светлана Юрьевна Презентация на тему : «Методы коррекционного воздействия при алалии» Общая характеристика алалии Алалия — «а»- отрицание, «lalio» - говорю; буквально «не говорю», «слухонемота».Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка. Патология протекания беременности(пренатальный период) : более выраженный, чем обычно токсикоз; угроза прерывания беременности; несовместимость по резус-фактору; инфекционное заболевания матери (краснуха, корь, ангина, грипп). интоксикации (алкоголизм, табакокурение, наркомания родителей) нарушения кровообращения плода, ушибы и падения матери, приводящие к травме плода Патология родов (натальный период): неудачное применение средств родовспоможения;затяжные или стремительные роды, рождение ребенка с родовой опухолью, гематомой, в асфиксии и т.д.Причины алалииВ первые годы жизни ребенка (постнатальном периоде): ранние травмы головы, инфекционные заболевания, длительно текущие соматические заболевания.

Моторная (недоразвитие активной речи) Сенсорная (недоразвитие понимания речи)Смешанная ( нарушение моторных и сенсорных компонентов речи)Оптическая Формы алалии.


недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей. Ребенок своевременно начинает понимать чужую речь, но собственная речь не развивается.Моторная алалия -афферентнаямоторная алалия эфферентнаямоторная алалия Сенсорная алалия - недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причина - поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь. Оптическая алалия Обуславливается неполноценностью деятельности речезрительного анализатора (затылочная область левого полушария). При этом нарушено понимание и использование в речи логико-грамматических конструкций, в основе которых лежат пространственные и временные представления. Также нарушается понимание и усвоение предложнопадежных конструкций, сравнительных конструкций, наречий. от легких нарушений речи до тяжелых, когда ребенок не говорит до 10 — 12 лет или, несмотря на длительное обучение, его речь ограничена скудным словарным запасом, сохраняясь на уровне элементарной аграмматичной речи.Клиническая картина- Элизии (пропуски звуков и слогов);контаминации (смешение элементов двух и более слов: «красмовка» - морковка; «белток»-белок и желток);персеверации: «татуетка»-табуретка;выраженный аграмматизм (неправильное употребление грамматических форм: «упал и сола» - упал со стола, «три ухи»;грубое нарушение звукопроизношение слоговой структуры и звуконаполняемости слова.Специфические ошибки. Согласно Типовому положению от 26 мая 1970 года, дети-алалики начиная с 2,5-3-4 лет, направляются для коррекционного обучения в логопедические группы со сроком пребывания 3-4 года.дошкольный возраст - логопедические группы или детские сады для детей с тяжелыми нарушениями речи, стационары, санатории школьныйвозраст –специальные образовательные учреждения для детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Пути коррекции. Пути коррекции.Проводить работу направленную на развитие понимания речи.Уточнение расширение словаряФормирование грамматического строя речиВоспитание правильного звукопроизношения.Развитие фонематического слухаРазвитие связанной речи. Необходимо знать речевые возможности ребенка на каждом конкретном этапе его развития. Не следует требовать от него называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно, так как это может привести к отказу от речи. Побуждать детей к разговору следует, но принуждать нельзя Нельзя перегружать ребенка речевым материалом - это может привести к заиканию. Речевой материал следует подбирать с учетом его количества и доступности.