Презентация на тему Компетентностный подход в обучении и его реализация в ходе преподавания предметов естественно-математического цикла


"Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» А. Дистервег  Компетентностный подход в обучении и его реализация при изучении предметов естественно-математического цикла Что такое компетентностный подход? Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися умений, позволяющих действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях. Готовность использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Главный признак компетентностного подхода Способность обучающегося к самообучению в дальнейшем.«Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке все, что вы знаете – под лавиной знаний могут быть похоронены любознательность и любопытство» В. Сухомлинский Что такое компетенция? Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуацииКлючевые компетентности - готовят человека, умеющего жить. Элементарные ключевые компетенции Информационная- готовность работать с информацией;Коммуникативная- готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационнойКооперативная- готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;Проблемная- готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих. Отличие зуновского и компетентностного подхода Зуновский подходОсновной результат обучения:Владение умениями Компетентностный подходОсновной результат обучения:Готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации Формирование компетенций Деятельностный подходМотивацияПроблемная ситуация Мотивация к знаниям«Нет интереса - нет успеха» Три кита учебной мотивации:-ощущение самостоятельности процесса поиска знаний - ощущение свободы выбора - ощущение успешности (компетентности). Мотивация«Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать» Исследовательские задачи на стыке наук Задания занимательного и увлекательного характера Решение задач повышенной трудности «Абитуриент» Компетентностный подход в преподавании предметов естественно-математического цикла Реализуется через: Проблемно-исследовательскую деятельность ИКТ Стратегическую деятельность Исследование Проектирование Сценирование Моделирование Конструирование Прогнозирование результата Образовательный процесс Осуществляется через: Урок Индивидуальные занятия Занятия с одаренными детьми Проектную деятельность Внеурочную деятельность Кружок «Математик-Лингвист» Что отличает современный урок? место в образовательном процессе структура содержание организационные формы методика средства Изменения логики содержания урока: теория в практике (а не от теории к практике); общее в частном (а не от частного к общему); от задачи к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем). Реализация поставленных задач Виды уроков: Урок-исследование Урок – игра Урок – конференция Урок-путешествие Урок-лекция Урок-семинар Бинарные уроки Урок - экскурсия Образовательный процесс Осуществляется через: Урок Индивидуальные занятия Занятия с одаренными детьми Проектную деятельность Внеурочную деятельность Кружок «Математик-Лингвист» Реализация компетентностного подхода Мы учимся Учебные экскурсии Участие в конкурсах и турнирах Предметные недели Внеклассные мероприятия Развитие экологической компетентности Включает: Элементы экологических знаний Расчетные задачи с экологическим содержанием Лабораторные опыты и практические работы, позволяющие развивать у учеников возможности предвидения Наши выпускники 2011 – 2014Из 55 выпускников продолжили образование по направлению естественно – математического цикла 49% Реализация требований ФГОС к результатам образования через формирование естественно-научной грамотности учащихся В рамках образовательной области «Естествознание» должены быть общие подходы к преподаванию естественно-научных предметов (прежде всего физики, математики химии, биологии), на основе которых реализуются требования ФГОС к результатам образования. Основная цель естественно-научного образования в основной школе Естественно-научная и математическая грамотность учащихся - это не только образовательная, но и гражданская характеристика, которая в большой мере отражает уровень культуры общества, включая его способность к поддержке научной и инновационной деятельности Основные компетенции необходимые для формирования естественно-научной и математической грамотности понимание основных особенностей естественно-научного исследования (или естественно-научного метода познания);умение объяснять или описывать естественно-научные явления на основе имеющихся научных знаний, а также умение прогнозировать изменения;умение использовать научные доказательства и имеющиеся данные для получения выводов, их анализа и оценки достоверности понимание текстов различного содержания Соответствие между ЕН грамотностью и требованиями ФГОС к результатам образования Компетентности, определяющие естественно-научную грамотность Требования ФГОС к результатам образования Понимание основных особенностей естественно-научного исследования (или естественно-научного метода познания Приобретение опыта применения научных методов познания, опыта использования различных методов изучения веществ, приобретение опыта использования методов, биологии, географии и математики Соответствие между ЕН грамотностью и требованиями ФГОС к результатам образования Компетентности, определяющие естественно-научную грамотность Требования ФГОС к результатам образования Умение объяснять или описывать естественно-научные явления на основе имеющихся научных знаний, а также умения прогнозировать изменения Умение создавать, применять и преобразовывать знаки исимволы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (метапредметный результат образования) Соответствие между ЕН грамотностью и требованиями ФГОС к результатам образования Компетентности, определяющие естественно-научную грамотность Требования ФГОС к результатам образования Умения использовать научные доказательства и имеющиеся данные для получения выводов, их анализа и оценки достоверности Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы (метапредметный результат образования) Соответствие между ЕН грамотностью и требованиями ФГОС к результатам образования Требования ФГОС к результатам образования Требования ФГОС к результатам образования Понимание текстов различного содержания (обычные и вербальные тексты, графики, рисунки, схемы, диаграммы, таблицы) «Смысловое чтение», сформированность читательской грамотности (метапредметный результат образования) Афоризмы Адольфа Дистервега Без стремления к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: рутинности, банальности, механичности.Плохой учитель преподносит истину, а хороший - учит её находить.Учитель должен сознательно идти в ногу с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в ней силами.Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. «Учитель — солнце для вселенной» выдающийся немецкий  педагог,  либеральный политик. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866 г.г.)