Презентация для классных руководителей Буллинг — что это? Проблема травли в детских коллективах
Школьный буллинг-что это? Школьный буллинг- что это? Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств . Школьная травля не является чем-то уходящим- приходящим: боль и унижения часто продолжаются по несколько лет, а то и до окончания школы. В группе риска может оказаться практически любой . Буллинг- болезнь группы или проблемы жертвы?Попробуем в этом разобраться. Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) Определяется как притеснение, длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребёнку (другим детям). Буллинг - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение , месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки , вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли (зачинщики травли) чрезвычайно изобретательны. Статистика Всемирная организация здравоохранения проводит периодический мониторинг аспектов поведения школьников, влияющих на их здоровье. По данным за 2010 год регулярному насилию в наших школах подвергаются 21 % девочек и 22 % мальчиков в возрасте 11 лет; 20 % девочек и 19 % мальчиков в возрасте 13 лет; 12 % девочек и 13 % мальчиков в возрасте 15 лет. Сами регулярно обижают других 20–24 % российских школьников и 10–14 % школьниц. Основные типы буллинга: «социальный»-косвенная агрессия;«физический»- агрессия с физическим насилием;поведенческий-- преследователь вынуждает жертву перенести оскорбительные и унижающие для неё чувства собственного достоинства; вербальная агрессия: сплетни, интриги, вымогательства, шантаж; возможны бойкоты жертве, различные «пакости»(похищение тетрадей с домашней работой) словестный- унижение непристойными словами, кличками; разновидность школьного буллинга- кибербуллинг -жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства. Социальная структура буллинга: Преследователь (булли)СоюзникиЖертваНаблюдатели Инициаторы травли: мечтающие стать лидерами в классе,желающие быть в центре внимания,уверенные в своём превосходстве над жертвой,стремящиеся самоутвердиться в жертве,дети агрессивных родителей,дети с высоким уровнем притязаний,интуитивно чувствующие,что жертва не окажет сопротивления Союзники агрессора: боящиеся быть на месте жертвы; не желающие выделяться из толпы одноклассников; дорожащие своими отношениями с лидером травли ; не умеющие сопереживать и сочувствовать другим; без собственной инициативы; принимающие травлю за развлечение; дети жестоких родителей; озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения; из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания. Жертвы буллинга: не имеют ни одного близкого друга, тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе; пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые; склонные к депрессии и чаще сверстников думающие о самоубийстве; мальчики, физически слабее, чем ровесники. Жертвами буллинга могут стать дети: верят, что заслуживают роли жертвы, и пассивно ожидают насилия преследователей;имеют негативный опыт жизни;из социально-неблагополучных семей; испытывают физическое насилие дома;страдают комплексом неполноценности; не верят в защиту их педагогами; предпочитают умалчивать о насилии и травле; не считают себя значимой частью своего коллектива; смиряются с этим насилием, как со своей судьбой; верят , что заслуживают роли жертвы, и пассивно ожидают издевательств . Формируется болезнь группы Нет границ, правил, норм,Не поощряется сочувствие и сострадание,Отсутствует ответственность за поступки,Нет положительного лидера вклассеОтсутствует групповая иерархия Чувства агрессора: Страх потери властиЗлостьУверенность в своей правотеПоддержка со стороны коллективаУдовольствие от травли Следствия: кто сильнее, тот и прав, безнаказанность, социопатия Чувства жертвы Страх ОдиночествотревогаЗлостьОтсутствие поддержкиЧувство виныАппатияДепрессия Беспомощность Следствия: суицид, постоянный стресс, формируетсявиктивное поведение, недоверие к людям, может стать агрессором по отношению к слабому Чувства свидетелей: СтрахБеспомощностьВинаСтыдНеуверенность в себеХочется изменить ситуацию, надеятся на помощь из вне Следствия: чувство вины и стыд, формируется картина мира «кто сильный, тот и прав» В процесс травли прямо или косвенно включены все дети группы, следовательно буллинг - проблема не только жертвы, но и коллектива! Что можно сделать? Обозначить травлю как болезнь группы.Твёрдые рамки и ограничения нежелательного поведения.Последовательное, но не карательное введение «санкций».Тёплый положительный интерес и вовлечённость взрослых в дела детей. Активировать моральные чувства детей:Анкетирование детей « Какой я в нёс вклад в болезнь класса- оцени по 3 –бальной системе: 1б.-я не участвовал, 2б.- иногда, 3б.- травил, травлю и буду травить» Активное обсуждение результатов анкетирования с учащимися.Твёрдая позиция учителя «Мы против насилия» Источники информации: http://svetgeorg.com/2010/11/11/shkolnyy-bulling-chto-eto.htmlhttp://www.domrebenok.ru/blog/nasilie-v-shkole-chto-takoe-bulling-chem-on-opasen-i-kak-s-nim-borotsya/ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Педагог-психолог МБОУ СОШ №64 Г.Новосибирск