Программа патриотического воспитания старшего дошкольного возраста «От чистого истока»
КГУ «Средняя школа № 10»ГУ « Отдел образования акимата Житикаринского района» Белич Елена Александровна, воспитатель класса предшкольной подготовки Житикара – моя отчизна,Моя родимая земля,И для меня источник жизни –Твои леса, твои поля.Чаруешь ты меня красою,И не страшны тебе года.Всегда - и летом, и зимою -Ты – путеводная звезда.К себе притягиваешь сноваИ зеленью, и речкой Шортандой, Здесь купол неба голубого,И хлебный колос налитой.Тобой нельзя не восхищаться,Я песни о тебе поюИ низко кланяюсь за счастьеВ благословенном жить краю. Тип программы: информационно – творческий.По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение, исторические, культурные и природные ценности родного края. По характеру координаций: открытый.По количеству участников: групповой.Участники программы:- воспитанники подготовительной группы;- воспитатели;- родители;- музыкальный руководитель;- работники библиотеки;По продолжительности: долгосрочный (сентябрь - май). Данная программа для детей подготовительной группы. Он способствует развитию патриотического воспитания, формирует у воспитанников ценностное отношение к родной природе, как части Малой Родины. Помогает воспитывать интерес к общественным событиям нашего края, нашей страны, уважения к труду. Знакомит с историческими данными малой Родины, её значимостью в политической жизни Казахстана. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Заложить любовь к Родине и к родному краю, к родной природе и к людям можно только в младшем возрасте. Поэтому проблема формирования у детей патриотизма в условиях дошкольной организации приобретает особое значение. Основополагающий вопрос Родина, отчизна – что это значит? Проблемные вопросы Как влияет окружающая среда на нравственное развитие детей? Как дошкольник может выразить чувства к Малой Родине? Какие сведения и понятия о родном крае способны усвоить дети? Каким образом знакомить детей с родным краем, чтобы способствовать воспитанию патриотических чувств? В чем проявляются патриотические чувства у дошкольников? Гипотеза Если научить ребенка чувствовать красоту родной земли, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, то будет полноценное становление личности, ведь дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Цель Формирование патриотических чувств, через воспитание любви к родному краю, его истории, природы, культуры, местным достопримечательностям. Дидактические задачи Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, школе, городу Житикаре.Формировать элементарные экологические знания детей о родном крае.Расширять знания детей о Житикаре, его особенностях, истории возникновения.Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом родного края.Познакомить с достопримечательностями родного края.Воспитывать уважение к людям, профессиям, труду.Воспитывать чувства ответственности и гордости за свою Малую Родину.Развивать эмоционально – устойчивое отношение к родному краю. Методические задачи Изучить передовой педагогический опыт по теме исследования.Изучить литературу об историческом, культурном, географическом своеобразии Житикаринского края.Проанализировать педагогическую и методическую литературу.Создать информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом родного края.Организовать проектную и исследовательскую деятельность детей и родителей.Организовать выставки рисунков и фотовыставки. Ожидаемые результаты Формирование чувства национального достоинства, ответственности.Формирование представлений детей о многообразии природного мира нашей местности.Побуждение интереса к истории и культуре, любви к родному краю.Расширение кругозора детей через экскурсии в краеведческий музей, к памятникам, общение с интересными людьми.Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению детей с родным краем Этапы работы и сроки проведения Этапы работы Содержание работы Сроки выполнения Организационно- подготовительный Составление плана работы по реализации проекта. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала. Разработка цели занятий по темам плана. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта. Сентябрь-октябрь Основной Проведение занятий: фронтальных, подгрупповых, индивидуальных. Экскурсии совместно с родителями. Чтение произведений художественной литературы. Выставка рисунков. Фотовыставка. Сентябрь - май Заключительный Анализ результатов, обобщение результатов. Диагностика. Анализ деятельности. Удовлетворенность всех участников результатами.Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми. Май План работы по осуществлению проекта Месяц Тема Содержание работы. Сентябрь Я, ты, он, она, вместе дружная семья Занятия:Знакомство детей с разными профессиями в школе. Изготовление поделки – аппликации «Моя группа».Экскурсии в мед. кабинет.Целевая прогулка по территории школы № 10.Я, моё имя, моя семья.Сюжетно – ролевая игра «Семья»,Рисование «Образ моей семьи»,Смотр – конкурс «Вся семья вместе, так и душа на месте» - совместные работы детей и родителей. Октябрь Осен-ний мара-фон Занятия:Выставка совместных, коллективных работ детей и родителей на тему «Золотая осень». Акция «Помоги ближнему», «Учимся быть добрыми», Плодово-овощная выставка «Осенний урожай»Интеллектуально – познавательная игра «Кто как встречает осень», Концерт «Осенний марафон». Подведение итогов месяца. Ноябрь. Мой городЖитикара Занятия:История «Веселого аула».Семейная экскурсия по значимым местам города.Рисование «Что больше запомнилось с экскурсии».Рассказы детям «Я люблю свой город».Фотовыставка «Мой любимый город».Конструирование «Мой микрорайон».Занятия «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» - беседа о предприятиях промышленной зоны г. Житикары.Сюжетные игры: «Строители», «Шоферы», «Больница», «Школа», «Почта».Дидактическая игра «Красивые слова - тебе, любимый город». Декабрь. Наша Костанай -ская область. ОКазахстане Занятия:История : «Костанайской земли». Сказ про Кост и Анай.Цикл бесед «Город в подарок» - рассматривание иллюстраций о городе Костанае.Рисование «Моя Костанайская земля».Рассматривание карты Казахстана, история образования республики Казахстан. Знакомство с государственной символикой Казахстан,Беседа «Путешествие по земле предков».Рисование «Национальный костюм казахов». Выставка народно-прикладного искусства.Игра клуба знатоков «Что? Где? Когда? Апрель. Мир природы. «Что такое космос?», «Наша планета Земля – наш дом родной», «Люди разных стран»,«Флора и фауна жарких, холодных стран»,Турнир знатоков – «Лесные истории» ,Рисование «Царь зверей наших лесов» ,Дидактические игры «Что где растет?», «Угадай по описанию»,«Многоэтажный дом», «Природа благодарит и сердится»,Выставка детских работ. Май. «Калейдоскоп солнечного настроения» 1 неделя «Семь шагов к успеху».2 неделя «Радуга»,3 неделя «Семь уроков жизни»,4 неделя «Седьмой уровень». Результативность ДетиПоявился интерес у детей к изучению культуры родного края.Сформировался необходимый минимум исторических знаний, чувства национального достоинства.У детей выросло желание изучать историю, природу, культуру и быт казахского народа.Пополнились знания о культуре и исторических событиях Житикаринского края, его значимости в истории Казахстан.Расширились знания о традициях, достопримечательностях, памятниках и лучших людях нашего города Диагностика уровня знаний Родители Стали больше проявлять интерес к образовательно-воспитательному процессу.Стали более активными, у них появилось желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы.Появилась заинтересованность к возрождению народной культуры своего народа. Выводы Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром. Сущность воспитания патриотизма заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу. Воспитание патриотизма у ребенка дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими. Список использованной литературы и интернет- ресурсы: «Очерки Джетыгаринского региона» Пшеничный И.Д. http://www.ng.kz/modules/newspaper/article.php?numberid=329&storyid=19075#.VD1iqxZsrwQВоспоминания Почетного гражданина Житикаринского района М. И. Калининой о трудовой деятельности в целинном совхозе «Шевченковский»«Гордость земли Костанайской» Ілияс Омаровhttp://kraeved-kst.kz/ru/gordost/o-regione/gordost-zemli-kostanaiskoi/liias-omarov-1912-1970.html«Истай Ищанов» Н. Таран, директор Денисовского историко-краеведческого музея.«Житикара ауданы» Алтын дала; Костанайская область; фотокнига /сост. Г. Дильдяев; осн. фотосъемка В. Бугаева; предисл. С. Кулагина.- Алматы: Атамұра, 2005.- 352 стр. Спасибоза внимание!