Презентация по биологии на тему Обобщение темы Дыхательная система (8 класс)


Дыхательная система Обобщение темы.Групповая игра * * Задачи урока:Обобщить и систематизировать знания полученные при изучении темы «Дыхание»;Проверить знания обучающихся по данной теме;Научить обучающихся работать согласованно в группе, проявляя выдержку, взаимопонимание;Повысить познавательный интерес к предмету биология. Подготовка к уроку:Разделить класс на группы (4-5 человек)Группа выбирает секретаря, который фиксирует ответы и работу всех членов группы;На столах сигнальные карточки, с помощью которых группа сигнализирует о готовности;Листы подведения итогов и самооценки ( слайд 17 и 18), в которые ребята вносят свои имя и фамилию. * * Вопрос 1 У некоторых детей в носовой полости разрастаются аденоиды ( полипы), затрудняющие носовое дыхание. Такие дети дышат ртом и спят с открытым ртом, у них формируется удлинённое лицо ( аденоидный тип лица). Они часто болеют респираторными заболеваниями. Объясните, почему надо дышать через нос. * * Ответ 1 В носовой полости вдыхаемый воздух увлажняется, согревается и очищается от пыли. При вдыхании ртом этого не происходит поэтому аденоиды надо вовремя удалять. * * Вопрос 2 Почему у негроидов носы обычно широкие, а у европеидов - узкие? * * Ответ 2 Негроиды дышат тёплым тропическим воздухом и их широкие носовые ходы не запрудняют дыхание. Узкие носовые ходы европеидов согревают вдыхаемый воздух – это приспособление, которое выработалось в процессе эволюции. * * Вопрос 3 Почему трахея имеет хрящевые полукольца, а не сплошные кольца, как у дыхательной трубки противогаза? * * Ответ 3 Хрящевые полукольца не позволяют стенкам трахеи спадаться во время вдоха. Позади трахеи располагается пищевод, и отсутствие хрящевых утолщений на трахее не препятствует перистальтике пищевода. * * Вопрос 4 Какую роль играет надгортанник? * * Ответ 4 Во время глотания надгортанник закрывает вход в гортань и частицы пищи не попадают в дыхательные пути, если только человек не разговаривает, т. К. во время разговора надгортанник приподнимается , открывая вход в гортань. * * Вопрос 5 При попытке откусить кусочек бутерброда с вареньем ваш приятель не заметил сидящего на варенье шершня, который ужалил пострадавшего в глотку. У приятеля синеют губы и нарастают признаки удушья. Ваши действия: 1) необходимо срочно вызвать «Скорую помощь»;2)Надо сделать пострадавшему искусственное дыхание;3) надо напоить пострадавшего крепким чаем и уложить в постель;4) поможет только полотенце, смоченное холодной водой, которое надо приложить к горлу и нижней челюсти;5) вы не нашли удовлетворительного ответа из предложенных , и у вас есть собственное решение проблемы. * * Ответ 5 Аллергический отёк, вызванный укусом шершня, способен перекрыть дыхательные пути. Для спасения пострадавшего, возможно, понадобится специальное оборудование и хирургическое вмешательство, поэтому нужно срочно вызвать «скорую помощь». До приезда бригады врачей необходимо обеспечить пострадавшему покой, всякие насильственные попытки напоить его или сделать искусственное дыхание осложнят состояние пострадавшего. * * Вопрос 6 Ковбой Билли был поражён электрическим током упавшего провода высокого напряжения. Друзья – ковбои обнаружили Билли без признаков дыхания, но сердце у бедняги ещё работало. Кто из ковбоев предложил единственно верное решение? 1) Надо немедленно сделать искусственное дыхание « изо рта в рот»,- сказал красавчик Вилли;2 ) Сначало беднягу нужно присыпать землёй, а когда из него уйдёт электрический ток, тогда и сделать искусственное дыхание, - заявил Грубый Хью;3) Надо послать кого-нибудь за рыбацкой сетью, на которой мы будем раскачивать Билли, пока у него не появится дыхание. Кстати, от сюда и появилось выражение « откачивать»,- отметил Вильям;4) Оставьте беднягу в покое. Сейчас я ему расстегну воротник и смочу лоб водой, а если это не поможет, то придётся отправиться за священником, - закончил Торопыга Джо. * * Ответ 6 Прав красавчик Вилли. * * Вопрос 7 Дыхательный объём воздуха – это объём воздуха, вдыхаемый при обычном входе и вдыхаемый при обычном выдохе. Сколько воздуха проходит через лёгкие при спокойном дыхании в 1 минуту, в 1 час, в сутки, если дыхательный объём воздуха равен 500 мл, а частота дыхания – 18 раз в минуту? * * * * Ответ 7 Подведение итогов Список группы самооценка Оценка группы Оценка учителя Итоговая оценка * * Критерии самооценки Поставьте знаки "+" -да, "- " – нет) 1. Я выступал по обсуждаемым вопросам 2. Активно дополнял 3. Мои ответы были аргументированы 4.Мне было интересно 5.Был невнимателен 6.Отвлекался 7.Завладел инициативой и вниманием класса 8.Самооценка 9.Оценка учителя * * Оцените урок и свою работу на уроке Урок не понравился, не узнал ничего нового Урок прошёл как обычно Урок понравился, узнал много нового ( что узнал нового?) * * Домашнее задание Повторить параграф 23-28Стр. 120 – 121 вопросы * * * * Соложнина Наталья ИвановнаУчитель химии и биологииП. Лобва