Презентация по биологии Лабораторная работа Решение простейших генетических задач (9 класс)
Тема урока: Лабораторная работа «Решение простейших генетических задач». * Методы изучения генетики человека ЗАДАЧИ УРОКА: Закрепить знания о материальных носителях наследственности при решении генетических задач.Сформировать у старшеклассников убеждённость в том, что знания основных понятий генетики необходимы для понимания биологических закономерностей.Формировать умения самостоятельно находить информацию в СМИ и использовать ее в учебной деятельности. : Цели урока: Обучающие: Помочь учащимся целостно представить проект изучения темы «Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости». Обеспечить освоение знаний об истоках генетики, истории её возникновения как гибридологической науки.Организовать деятельность учащихся по углублению знаний о материальных носителях наследственности при решении генетических задач.Обеспечить у старшеклассников убеждённость в том, что знания основных понятий генетики необходимы для понимания биологических закономерностей.Способствовать формированию ключевых биологических компетентностей. Цели:Развивающие: Развивающие:Развивать личностно-смысловое отношение к генетике.Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и информационных технологий. Способствовать формированию коммуникативных навыков работы, развитию монологической речи. Вырабатывать навыки самооценки. Цели:Воспитательные: Воспитывать убеждённость в возможностях познания законов генетики и использования достижений науки на благо развития цивилизации.Продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности, взаимоконтроля и самоконтроля.Воспитывать коммуникативные способности у старшеклассников. Тест 1.)Кто из учёных первым открыл закономерности, по которым признаки организмов передаются из поколения в поколение?А) В. Мишер Б) А. УотсонВ) Г.Мендель Тест 2) Какая наука изучает закономерности наследования признаков организмов?А) ЦитологияБ) ГенетикаВ) Дарвинизм Тест 3.)Что такое генетика?А) Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов?Б) Наука, изучающая строение клетки.В) Наука о жизни. Тест 2) Что такое ген?А) Совокупность наследственных факторов, которую организм получает от родителей.Б) Элементарная единица наследственности, представляющая собой участок ДНК хромосомВ) Совокупность внешних и внутренних признаков. Тест 5) Что такое гибрид?А) Родительская особь.Б) F1.В) Организм, получающийся в результате скрещивания особей, различающихся наследственными задатками. Ответы и критерии оценок. Ответы:1-В2-Б3-А4-Б5-ВКритерии оценок:Без ошибок- 5 1 ошибка - 4 2 ошибки - 3 3 и более - 2 Моногибридным называется скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных (взаимоисключающих) признаков. Альтернативные признаки Вопрос? Могут ли у белых родителей быть фиолетовые потомки?Ответ аргументируй. аа аа а а аа аа Чистая линия Единообразие F1 АА аа А а Аа Аа генотип фенотип Единообразие F1 доминантный признак рецессивный признак гомозиготные организмы Р. Х АА аа А а Аа Р. гаметы F1 поколение ♀ ♂ Х Закон единообразия гибридов первого поколения: при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение гибридов окажется единообразным и будет нести признак одного родителя. Аа Аа А а а А 1АА 1Аа 1Аа 1аа генотип фенотип F2 Закон расщепления: в потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения наблюдается явления расщепления: четверть особей из гибридов второго поколения несет рецессивный признак, три четверти- доминантный признак Закон расщепления: при скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление в числовом отношении по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1 ТТ tt Определить фенотипы F1 СС сс У арбуза зеленая окраска плодов доминирует над полосатой. Определите окраску плодов арбузов, полученных от скрещивания растений, имеющих генотипы аа и Аа. Аа аа Задача Дано:S — зеленая окраска s — полосатая Фенотип F1 -? Р ♀ ss ♂ Ss х полосатый зеленый S s s Ss ss Ответ: в F1 1/2 растений будет с зеленой окраской плодов и 1/2 – полосатых Решение Г.(G) F1 По генотипу 1:1 По фенотипу 1:1 Задача Тетя Лиза решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что тетя Даша выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение тетя Лиза стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у тети Маши, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились. Почему тетя Лиза пила валерьянку? Решение: Введем обозначения: А - белые плоды, а - желтые плодыФен. Р белые плоды (т.М) х желтые плоды (т.Д)Ген. РААхаа Генотипы F1АаФенотипы F1все плоды белыеОтвет: вместо ожидаемых плодов желтого цвета появились белые плоды, т.к. белый цвет определяется доминантным аллелем. Результаты этого скрещивания объясняются действием закона единообразия гибридов первого поколения. ЗадачаМистер Смит приобрел у мистера Брауна быка для своего стада черно-пестрых голштинфризов и получил среди 26 телят 6 красно-пестрых. До этого красно-пестрых животных в его стаде не было. Когда он потребовал возвращения денег, уплаченных за быка, мистер Браун частично признал свою ответственность, но заявил, что виновником является не один лишь бык. Кто из фермеров прав? Решение: Расщепление в соотношении 3 : 1 указывает на то, что и коровы мистера Смита, и бык мистера Брауна были гетерозиготными по данному признаку. Ответ: прав мистер Браун, так как коровы мистера Смита не были чистопородными. ЗадачаРядом с тетей Лизой поселилась молодая семья. Сарафанное радио тут же заработало: тетя Лиза побежала с докладом к тете Даше. Рассказала все, что смогла определить на глазок: “Муж темный, кареглазый, а жена светленькая и глазки у нее голубые, как незабудки”, - щебетала она. - “Деток у них двое. Мальчик в папу - кареглазый и девочка тоже. Жалко, что не в маму. Даст бог, третьего родят голубоглазым”. Может ли молодая семья осчастливить тетю Лизу. Решение: B – карие глаза, b – голубые глаза.Р ♀ гол. глаза х ♂ кар. глаза bb х B-Фенотипы F1карие глазаГенотипы F1 BbОтвет: Скорее нет, чем да. Задача. Тетя Лиза, насмотревшись всякого по телевизору, требовала у тети Даши ответ на вопрос: ”Может ли у двух негров родиться белый ребенок?” Тетя Даша говорила: ”Нет”. Но тетя Лиза не унималась: ” А почему нет? Ведь у белых может родиться негр? Может! Почему наоборот нельзя?” Так они спорили каждый вечер. Помогите тете Лизе вернуться к телевизору. Значение генетики в современном мире ОТКРЫТИЯ ГЕНЕТИКОВ: добро или зло? «Дальнейший прогресс человечества во многом связан с развитием генетики. Вместе с тем необходимо учитывать, что неконтролируемое распространение генноинженерных живых организмов и продуктов может нарушить биологический баланс в природе и представлять угрозу здоровью человека.»В. А. Аветисов Я думаю, что генетика – это самый ________ раздел биологии, потому что _______ . Изучая генетику, я хочу _____________ .На мой взгляд, знания по генетике необходимы мне в жизни, так как ___________ ДОМА конспект в тетрадивырезки из СМИ о значении генетики в наше время