Презентация индивидуального проекта Народы крайнего Севера
Министерство образования Пензенской областиГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж»отделение коммунального хозяйства и управления земельными ресурсамиИндивидуальный проектНароды крайнего СевераВыполнил: Ступин АндрейОбучающийся 1 курса 15ОУЗР11 группыПо специальности «Агрономия»Оценка ____________Руководитель проекта:Воронкова С.В., преподаватель географии
Введение1. Общая характеристика народов Севера2. Национальный состав народов Севера3. Происхождение народов Севера4. Традиционные занятия5. Традиционная одежда6. Религиозные представления7. Традиционные блюдаЗаключениеСписок литературыСодержание
Более 30 тысяч лет тому назад северные пространства Евразии начали осваивать народы, потомки которых и поныне живут в гармонии с суровой природой Крайнего Севера. В настоящее время на российском Севере – от Кольского полуострова на западе до Чукотки на востоке – проживают 17 коренных, или аборигенных, народов. В международном праве и национальном законодательстве многих стран существует понятие «коренные народы», которое используется для определения социальных и культурных групп, которым в той или иной мере присущи следующие качества: родной язык, часто отличающийся от государственного;коллективная привязанность к географически определённой территории предков и к природным ресурсам этой территории;ориентация на традиционные средства существования;собственные культурные, экономические, социальные и политические институты, которые отличаются от аналогичных институтов доминирующего общества или доминирующей культуры.Цель проекта: Познакомиться с историей освоения крайнего Севера.Задачи проекта: Сформировать представление о народах, заселяющих Север.Введение
1. Сегодня к коренным этнографическим группам можно отнести старожильческое население коми-зырян и русских, их этнокультурное взаимодействие с автохтонным населением было интенсивным.2. Жилище ненцев — чум, конусовидное каркасное сооружение, покрытое полотнищами из оленьих шкур, прекрасно приспособлено к суровому климату и кочевому образу жизни. 3. Ненецкая одежда сохранила ряд древних черт южного происхождения: распашная женская шуба, у некоторых групп — продольный шов спереди у мужских малиц. 4. Сохранились предания о человеческих жертвоприношениях хозяину воды. Домашним духам шили новую одежду и кормили кровью оленя.
Национальный состав
Теория южно-сибирского происхождения является наиболее разработанной. Доказано, что в состав ненцев вошли представители местного арктического населения, жившего на севере Западной Сибири в прошлом. Во II—IV веках н.э. южносибирская лесостепь испытала сильное давление со стороны мощного союза кочевников-гуннов. Под их натиском часть самодийцев продвинулась на север. На севере алтайские переселенцы первой волны приняли наиболее значимое участие в формировании ненцев. Переселение на север шло по правым притокам Оби — Кети, Тыму и Ваху. Затем одна часть самодийцев ушла в верховья реки Таз, где сформировались позднее энцы. Другая продвинулась на реки Аган и Пур, где приняла участие в формировании ненцев, а также лесных ненцев. Предки самодийцев, пришедшие в северную тундру, застали здесь древнее аборигенное население. Оно было ими ассимилировано и вошло в состав будущих самодийских народов.
Традиционные занятияОснову традиционного хозяйства ненцев составляет оленеводство. Постепенно охотники стали рассматривать стадо как свою собственность, охранять его от хищников и улучшать породу. Олени, в свою очередь, привыкали к постоянному соседству людей. Еще один возможный вариант: от убитых оленей оставались оленята, их приводили в поселки и держали на привязи. Подросшие оленята, привыкшие к привязи, становились ручными. Забивались главным образом старые и больные ездовые олени, бесплодные важенки, часть подросших телят. Отбор оленей для упряжек и для забоя проводился с помощью временного загона из нарт, которые составлялись полукругом. Олень давал людям все необходимое для жизни: мясо, шкуры для одежды, сухожилия для ниток, кость и рога для украшений, различных инструментов и деталей. Свежая оленья кровь помогала избежать цинги, опасной болезни на Севере.
Значимой для ненцев всегда была охота на птиц. Наиболее важным был весенний промысел линных уток и гусей. Птицы в этот период не могут летать, и часть охотников выгоняют их на открытое пространство, а другие бьют дичь палками либо ловят руками. Таким способом заготавливают много гусей и уток, часть добычи запасают впрок. На Ямале сохранилась также охота на морского зверя в прибрежных районах. Добывали нерпу, морского зайца, белуху, тюленя и моржа. Для охоты применяли белый маскировочный щиток, установленный на лыжи, за ним прятался охотник, подползая к животному. Кроме того, ненцы применяли оригинальный способ охоты: охотники шли на промысел вдвоем, пока один отвлекал внимание зверя, другой, прикрываясь маскировочным щитком, приближался на расстояние выстрела. На побережье, хотя и не часто, практиковали индивидуальную охоту на белого медведя из-за его ценной шкуры и сала.
Традиционные занятияЛетом важную роль в хозяйстве ненцев играла и играет рыбная ловля. Традиционными орудиями лова служили неводы и ставные сети. Неводы снабжались поплавками из дерева или бересты и грузилами в виде камней или кусков оленьего рога. Ставные сети применялись в небольших реках. Известно было ненцам перегораживание речек плетеными из прутьев запорами. В отверстие, оставленное в запоре, устанавливалась морда (гимга). Применялся этот способ ненцами, ведущими оседлый образ жизни, кочевники такой возможности не имели. К древним формам хозяйства можно отнести собирательство. Заготавливали главным образом ягоды — морошку, голубику, бруснику, а также дикий лук, утиные и гусиные яйца. Грибы в прошлом не ели, считая их оленьей едой. В большом количестве собирали пахучие травы для приготовления чая.
Традиционная одежда Малица — глухая одежда с капюшоном из оленьей шкуры мехом внутрь. Она имела пришитые рукавицы. Поверх нее носили маличную рубаху из сукна, предохранявшую малицу от грязи и сырости. При сильных морозах поверх малицы носили совик: глухую одежду с капюшоном, но мехом наружу. Малица обычно подпоясывалась поясом из сыромятной кожи, на нем висел нож в ножнах, точильный камень, трут и кресало, а позже боеприпасы для ружья. Женская шуба паны имела спереди разрез. Шилась она из двух слоев оленьего меха — один ворсом внутрь, другой ворсом наружу. Воротник был невысоким из меха песца или красной лисицы. К бортам пришивали семь пар ровдужных ремешков-завязок. Ровдужные штаны и меховая обувь завершали женский костюм. Маленьким детям шили двухслойную меховую одежду с капюшоном, по покрою напоминающую малицу. Детские штаны делали сразу вместе с обувью. Такую одежду дети носили до 4—5 лет. Новая одежда шилась раз в два-три года, обувь — гораздо чаще.
В комплект традиционной мужской одежды входит мал с капюшоном (глухая просторная рубаха оленьим мехом внутрь), штаны, сапоги из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь. Для предохранения мездры поверх малицы надевают сорочку из хлопчатобумажной ткани и подпоясываются - сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. В холодную погоду поверх малицы надевают совик одежду с капюшоном, по покрою схожую с малицей, и сшитую мехом наружу. К ремню на цепочках прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади – зуб медведя.
Убор волос различен у мужчин и у женщин. Последние заплетают две косы по обеим сторонам головы, украшая их бусами и пуговицами, выпуская иногда передние пряди на лоб (замужние женщины). Мужчины выстригают волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей.
Живут они стойбищами в 2-3 дома, которые снимаются по мере истощения оленьего корма. На лето некоторые спускаются к морю. Несмотря на необходимость перекочевок, жилище их довольно громоздко и удобноперевозимо только благодаря обилию оленей (обоз стойбища доходит до 100 саней). Жилище чукчей представляет большой шатер неправильно- многоугольной формы, крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу. Устойчивость против напора ветра придается камнями, привязываемыми к столбам и покрову шалаша. Огнище — посреди шалаша и окружено санями с хозяйственными принадлежностями. Собственно жилое помещение, где чукча ест, пьет и спит, состоит из небольшой четырехугольной меховой палатки- полога, укрепляемой у задней стенки шатра и наглухо с пола заделываемой. Температура в этом тесном помещении, нагреваемом животной теплотой ее обитателей и отчасти жировой лампой, такая высокая, что чукчи раздеваются в нем донага.
Большая часть украшений чукчей — подвески, повязки, ожерелья (в виде ремешков с бусами и фигурками и т. п.) — имеют религиозное значение; но есть и настоящие украшения в виде металлических браслетов, сережек и т. п.Религиозные представления
Пища чукчей — преимущественно мясная, в вареном , солёном и сыром виде (мозг, почка, печень, глаза, сухожилья). Охотно употребляют и дикие коренья, стебли, листья, которые варят вместе с кровью и жиром. Своеобразное блюдо представляет так называемое моняло — полупереварившийся мох, извлеченный из большого оленьего желудка; из моняла приготовляют различные консервы и свежие блюда. Полужидкая похлебка из моняла, крови, жира и мелко покрошенного мяса еще очень недавно была самым распространенным видом горячей пищи. Часто употребляемая чукчами пища – рыба. Излюбленный напиток – чай. Традиционные блюда
Конечно же, цивилизация пришла и в тундру.Оленеводы приобретают снегоходы, дизельныеэлектростанции. В чумах появилось радио, идаже телевизор. Сотовые телефоны в рукахоленеводов уже привычное явление.
Несмотря на все социальные потрясения двадцатого века, аборигенное население сохранило основные традиции своей жизни и культуры. Они сохранили, свое традиционное хозяйство оленеводство, рыбодобычу и, безусловно, крайне важное для них отношение к природе. Со всем этим очень тесно связана духовная культура. Там значительное число коренных этносов, по различным причинам, не выдержало пресса западной цивилизации и культуры, фактически утратив свои этнокультурные отличия. Этнология последних лет выявила наиболее специфичные особенности типов хозяйств коренного населения Севера, что позволило сохранить традиционный уклад жизни и мировоззрения аборигенов. Многие элементы традиционной культуры получили новое выражение языком современной хореографии, живописи, музыки, декоративно-прикладного искусства, литературы, фольклористики и поэзии... В науке нет единой теории, раскрывающей тайну появления ненцев, селькупов, ханты в высоких широтах, тайну формирования их культуры, сохранившей себя на протяжении столетий. На эту тему существует несколько гипотез, каждая из них интересна и любопытна, но ни одна не отвечает полностью на задаваемые учеными вопросы. Между тем в современном мире постоянно растет интерес к традиционным сообществам. Техническая цивилизация заходит в тупик, выход же из него видится в изучении мировосприятия традиционалов — выстоявших перед напором, сохранивших свои ценности. И вполне возможно, что исследования ученых не только откроют историю происхождения аборигенов Ямала, но и внесут свой вклад в поиски выхода из тупиков современной социальной жизни.Заключение
Список литературы1. Всемирная география. http://www.wgeo.ru2. Лезова С.В. Жилище северных селькупов.//Экспериментальная археология.Тобольск,1991, вып.13. Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов.М.,19984. Пелих Г. И. Происхождение селькупов. Томск, 19725. Перевалова Е.В. Этническая история северных хантов (обдорско-куноватская группа) в 17-начале 20 вв.Канд.дис.Екатеринбург.6. Хомич Л.В. Ненцы.-М.-Л.1966.7. Хомич Л.В. Религиозные культы у ненцев.