Лекция на тему Понятие культуры речипо учебной дисциплинеРусский язык и культура речи


РАЗДЕЛ 3 ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.ТЕМА 3.1 СТИЛИСТИКА. ТЕКСТ. СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ ТЕКСТОВ.ЛЕКЦИЯ №2 ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКСТА КАК ОСНОВНОЙ ЕДИНИЦЫ РЕЧИ.   Целевая установка: при изучении данной темы студент будет знать: важность курса; особенности русского литературного языка, функции языка.Уметь: пользоваться литературным языком во всех сферах деятельности человека.Ключевые слова: культура русского языка, функции языка, нормы, его статус. . ПЛАН 1. Определение понятия текст и его общая характеристика.2. Способы изложения и типы текстов.3. Виды связи, структурные компоненты текста.4. Особенности композиции и конструктивные приемы текста.Литература:1.Антонова Е.С., Воителева Т. М., Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф. учеб. /Е.С. Антонова, Т.М. Воителева-6-е изд. стер. -М. Издательский центр «Академия», 2008-3, С24 вожилов Микола. 1. Определение понятия текст и его общая характеристика.  Способы изложения и типы текста В зависимости от содержания и внутренней организации различаются три типа изложения содержания и соответствующие им три типа текста: описание, рассуждение, повествование. Описание – это словесное изображение явлений, предметов действительности путем последовательного перечисления их признаков (свойств). Повествование представляет собой рассказ о событиях, явлениях, переданных в определенной последовательности. Рассуждение – это такой порядок изложения мыслей, когда высказывается какое-то утверждение и для доказательства его истинности (либо для его опровержения) приводятся доводы. 2. 3. Виды связи, структурные компоненты текста. Виды связи предложений в тексте – позволит объяснить, как они соединяются, как при этом образуется единое речевое произведение: предложения могут быть связаны последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Эта связь называется цепной.параллельная связь осуществляется без связывающих слов, но при этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развертывают, конкретизируют его смысл.- Группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих относительно законченную мысль, называется в лингвистике сложным синтаксическим целым, сверхфразовым единством, компонентом, абзацем, прозаической строфой. Текст при помощи абзацев делится на строфы-наименьшие, относительно законченные, смысловые, структурные части целого речевого произведения.Строфа делится на такие части-зачин, средняя часть и концовка. Зачин может быть представлен в виде:– постановки проблемы, вопроса, примера, замечания о важности темы, цитаты. Схему связной книжной письменной речи можно представить следующим образом: предложение – строфа – фрагмент – глава – часть – законченное речевое произведение (текст). 4. . Особенности композиции и конструктивные приемы текста Композиция текста и его построение определяется общим замыслом, типом текста и жанрово-стилевыми особенностями. Композиция может быть ступенчатой, концентрической.В основе композиции лежат те или иные конструктивные приемы – способы, в которых заключена логика отношений частей текста. Используются приемы контраста, дилеммы, вопросно-ответного хода, обрамления, перечисления, конкретизации, параллелизма.  Выводы. Умение правильно излагать свои мысли – неотъемлемое качество образованного человека, поэтому надо не только знать материал, но и контролировать себя при создании речевых произведений. Помнить о том, что хороший текст – это содержательный, логичный, лаконичный, правильный с точки зрения речевой нормированности текст. Вопросы для самоконтроля  1. Что такое текст? Каковы его основные признаки?2.Что такое тема, общее содержание и идея текста?3. Какие типы текстов вы знаете и чем они отличаются друг от друга?4. Что такое цепная и параллельная связь предложений?5. На какие структурные компоненты членится текст?6.Какие факторы определяют композицию текста?7.Какие конструктивные приемы могут лежать в основе композиции текста? В чем их особенности?