Открытый урок на тему: Синтаксис и пунктуация 5 класс + Презентация


- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд , который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки. с и н т а к с и с У П Т Н К У А Ц И Я ПУНКТУАЦИЯ Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Цели:1) повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»;2) проверить готовность к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация»; ЧТО такое СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ ? Синтаксис (от греч. синтаксис – «построение, сочетание, порядок») – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение. Единицы синтаксиса словосочетание и предложение Пунктуация (от лат. пунктум – «точка») – раздел лингвистики, в котором изучаются знаки препинания, правила их постановки, употребления. Для чего нужны знаки препинания? Запомни! Отсутствие знаков препинания, неправильно поставленный знак влияют на смысл предложения, затрудняют его прочтение, порой делая его противоположным по смыслу! Какими частями речи выражаются главные и второстепенные члены предложения? Игра. Сочинения Незнайки Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах. 2. Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу. 3. Когда солнце село с блеяньем и рёвом прошло стадо. Как бы вы расставили знаки препинания, чтобы не было никакой нелепицы? , , , , : Расшифруйте схемы предложений.[ ], а [ ].А: «П». «П», - а. [О, …]! Замените сочетание двух существительных сочетанием существительного с прилагательным Банка из – под консервы.Шорохи леса.Книги для детей.Задачи по математике. Прочитайте предложение:Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки.О каких членах данного предложения идет речь?1. Зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие?2. Обозначает место действия, зависит от сказуемого - глагола, отвечает на вопрос где?; выражено существительным с предлогом.3. Зависит от сказуемого - глагола, обозначает способ действия, отвечает на вопрос как?; выражено наречием. 1. Определение «разноцветные» 2. Обстоятельство «на осинке» 3. Обстоятельство «бесшумно» Составьте предложение:1. из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе;2. из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее;3. добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван;4. из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство и поставить его в винительном падеже (с другим предлогом). Тихая ночь опустилась на город. Определите, простыми или сложными являются предложения:Книга - лучший товарищ.Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.Прошла гроза, и выглянуло солнышко.Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Докажите, что это предложения:Наступает вечер. 2. Вечереет. 3. Вечер. Запишите текст. Расставьте знаки препинания. Осенью в городе.Часто шли трамваи по городу. Кроме трамваев, ходили троллейбусы автобусы, идущие из города на дачи. Люди могли остановить их, подняв руку. В специально отведенных местах собирались дачники группами. Их было видно издалека. И автобус останавливался сам. Осенью автобусы везли картошку огурцы помидоры виноград. Всё дышало густым ароматом осени падающими золотыми листьями. Была засыпана земля а позднее потянуло дымом костров. Жгли засохшие листья сучья, высохшие за лето. Трещали рассыпались в воздухе мелкие искры. Л. Чеснокова , , , , , , , , Итог.- Какие разделы русского языка мы сегодня повторили? Домашнее задание: с. 105 контрольные вопросы и задания