Презентация по литературе по рассказу В.П.Астафьева Васюткино озеро (5 класс)
Урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Тайга В.П. Астафьев «Васюткино озеро» Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка 1931 год- осиротел (мать утонула)1939 год- попал в детский дом1942 год- ушёл добровольцем на фронт1950-е годы- начинает заниматься литературной деятельностью1956 год- был написан рассказ«Васюткино озеро». Виктор Петрович Астафьев "Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и добротеИ жизнь предоставляла мне Постоянную возможность быть на природе и с природой» Река Енисей. Я заблудился Композиция рассказа Экспозиция: жизнь рыбаков из бригады Васюткиного отца.Завязка: поход Васютки в тайгу за орехами.Развитие действия: потеря дорогиосознание, что заблудилсяслова деда и отца спасают от отчаянияночь в тайгепо каким приметам нашел озеро?какие умения пригодились в тайге?что пришлось пережить? Практическая работа трудности Не было ни желания, ни сил шевелиться, разводить костер Рот сводило от кислятины и щипало язык, расцарапанный ореховой скорлупой. Хотелось спать Было все так же тоскливо, сделалось еще холоднееНоги издрябли и смор.щились от сырости Кончались и Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться. Растерянным взглядом Васютка проводил теплоход Так могла стучать только выхлопная труба рыбосборочного катера-бота. Выплыл бот Спичек осталось 4 штуки, дал огоньку разгореться Отковырнул кусочек черствой краюшки, съел всю. Веки начали смыкаться, будто повесили на них тяжелые грузила. Забылся тяжелым сном Он погрел их, высушил сапоги и портянки, подвязал подошву правого сапога. Мальчик брел, почти падая от усталости. Было обидно. Начал собирать дрова на ночь. Побежал по берегу навстречу боту. Кинулся назад: догадался, что у костра скорей его заметят. Он вспомнил про ружье и начал палить вверх. Кульминация: *приближение пассажирского парохода *появление катера-бота.Развязка: благополучное возвращение Васютки домойЭпилог: Васюткино озеро появилось на карте Природа –это книга, которую надо прочитать и правильно понять. (М.Налбандян) Почему тайга стала для Васютки открытой книгой?Что помогло ему понять законы природы? Как в лесу без компаса определить стороны света?Что свидетельствует о близости реки в тайге?Что предвещает вечером смену погоды?В чем особенность эха в лесу?Как сберечь в тайге припасы от грызунов? Памятка для тех, кто идет в лес. Продумай тщательно маршрут.Не забудь взять компас.Возьми спички для костра.Возьми теплые вещи.Возьми запас еды (хлеб, соль, консервы), воды.Предупреди близких о твоем путешествии. Памятка для тех, кто заблудился. Не паникуй!Остановись, прекрати бесполезное движение.Попытайся связаться с близкими или со службой спасения по телефону. В ожидании помощи осмотри место, где находишься.Собери хворост для костра.Разведи огонь, приготовь пищу.Приготовь место для ночлега. Проблемные вопросы Природа друг или враг?Спасение Васютки – чудо или закономерность?Какие уроки дает природа герою и читателю? Проверка знаний 1. жанр произведенияА) рассказ; Б) повесть; В) сказка-быль.2. в основе произведения лежит:А) повествование о трудной работе рыбаков; Б) изображение природы Сибири; В) повествование о приключениях героя 3. Васютка бродил по лесу: А) в поисках кедровых орехов для рыбаков; Б) выполняя поручение отца; В) ради удовольствия.4. В предложении «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» автор использует: А) сравнение; Б) антитезу; В) метафору. 5. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу:А) тетерев;Б) глухарь;В) кедровка.6. Когда Васютка понял, что заблудился, он:А) горько заплакал;Б) запаниковал;В) решил не сдаваться. 7. открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу: А) в озере есть водоворот; Б) озеро проточное; В) ветер принесет непогоду.8. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там: А) речка; Б) болото; В) озеро. 9. Васютка решился использовать последний патрон, потому что: А) его заметили с бота; Б) его не заметили с бота; В) он был очень рад рыбакам.10. Родные Васютки: А) были уверены в том, что он сам найдется; Б) потеряли надежду найти его; В) продолжали искать и надеяться. 11. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря: А) богатейшей флоре и фауне; Б) теплой осенней погоде; В) умениям и навыкам таежного жителя.12. Найдя озеро, Васютка: А) стал известным на всю страну; Б) зазнался; В) принес пользу стране. 13. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге. А) «С тайгой надо дружить!» Б) «Тайга хлипких не любит!» В) «В тайге одному делать нечего!» Проверим работу. 1 - А 8 - А 2 - В 9 – А 3 – А 10 – В 4 – А 11 – В 5 – Б 12 – В 6 – В 13 – Б 7 – БШкала оценок: «5» - 13б; «4» - 9б-12б; «3» - 8б. Ты, человек, любя природу, Хоть иногда ее жалей; В увеселительных походах Не растопчи её полей; В вокзальной сутолоке века Ты оценить её спеши: Она твой давний добрый лекарь, Она союзница души. Не жги её напропалую И не исчерпывай до дна, И помни истину простую: Нас много, а она одна. (В. Шефнер) Спасибо за внимание.