Презентация по литературе на тему Нравственные проблемы рассказа Конь с розовой гривой (6 класс)


«Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа. 1.В.П.АстафьевВиктор Петрович Астафьев ушёл из жизни совсем недавно. Таких, как он, людей называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, человек. Герои его книг – простые люди, а ещё постоянный герой произведений Астафьева – природа.  Рассказ «Конь с розовой гривой» дал название сборнику рассказов для детей, вышедшему в 1972 году. Виктор Петрович Астафьев родился в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы своей жизни.Действие рассказа тоже происходит в одной из сибирских деревень на Енисее в первые годы после гражданской войны. Это было очень трудное время. Страна была разорена, утомлена войной. Люди жили очень скудно, часто не хватало самого необходимого — пищи, одежды, того, к чему мы привыкли как к само собой разумеющемуся. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего лишь «пряником конем». 2. Главный герой От чьего лица ведется повествование? В какой семье растет герой? Почему «пряник конем» такая желанная мечта? Почему «пряник конем» такая желанная мечта?Дети не избалованы вкусной едой, они не всегда и едят досыта. Соседские ребятишки постоянно голодные. Бабушка героя «никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо». Быт деревни беден и убог. Пряник кажется сказочно красивым. «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые». Пряник и лакомство, удовольствие, которое хочется растянуть, и игрушка. «Пряник можно засунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял! — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь- огонь!..» Что привлекало героя в семье Левонтьевых? Мальчик жил один с бабушкой, а в семье соседей было много ребятишек, было шумно и весело. С получки покупались пряники и конфеты, подвыпивший Левонтий щедро угощал «сироту». Поэтому рассказчик пишет: «Главная цель моей жизни была — прорваться в дом Левонтия после его получки... тут уж я окружен бываю редкостным вниманием, тут мне полный праздник». 3. Нравственные проблемы рассказаНравственные проблемы - это проблемы с точки зрения их человечности, гуманности.Все знают о вечности вопроса добра и зла, о вопросе человеческого достоинства и о совести, художественная литература всех времен и народов поднимает вопрос справедливости, чести и добродетели. Основная тема многих рассказов Астафьева — тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких. Какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой…» Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод? Как герой оказался в зависимости от Саньки? Почему герой решил обмануть бабушку? боялся наказания и хотел избежать неприятностей.«бес» Санька научил, как обмануть бабушку;герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К этим поступкам добавились еще мелкие пакости, на которые подбил героя Санька (герой крадет калачи). Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений?Мальчику нелегко дался обман, он понимает, что совершил «злодейство». Его мучит совесть. «Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?» «А что если разбудить ее и все-все рассказать?» «И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?» Какова развязка истории?Развязка растянута, всё никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины.Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы «хлынули безудержно». Дедушка помог внуку выйти из невыносимого положения: «Попроси прощенья...») ВыводБабушка купила все-таки «пряник конем» обманувшему ее внуку, т.к. верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих «злодеяниях». Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание.Д.З. Написать небольшое сочинение «Чему меня научил данный рассказ?» (не менее 10 предложений).