Презентация к родительскому собранию в старшей группе Речевые нарушения у детей
Речевые нарушения у детейАктуальность проблемы, причины речевых нарушений, виды речевых нарушений, профилактика
Актуальность проблемыВ настоящее время нарушение речи у детей дошкольного возраста наблюдается чуть ли не у каждого второго ребенка. На самом деле статистика сообщает, что около 25% воспитанников детских садов нуждаются в помощи логопеда или дефектолога. Естественно, детей с первичным нарушением речи намного больше, чем тех, у кого задержка развития речи выявляется по мере их взросления. В середине 70-х годов дефицит речи составил 4% детей того же возраста.
Причины речевых нарушенийПричины этого явления неоднозначны, это могут быть:- перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС)- минимальная мозговая дисфункция (ММД)- внутриутробные инфекции- гипоксия плода (недостаток кислорода)- хронические заболевания матери- осложнения во время родов: асфиксия(обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды- заболевания ребенка до 1 года- ухудшение экологии- социальные причины
Если раньше речевые нарушения были как первичный дефект, то теперь , как правило, это следствие какого-нибудь неврологического заболевания, указанного выше. Поэтому речевые нарушения имеют более глубокий характер и требуют более серьезного и комплексного подхода, в том числе, медикаментозного лечения.В последнее время очень значимой становится профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста ,т.к. возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-3 лет .
Речевые нарушения связаны с несформированностью психических функций, а именно:Зрительный анализ и синтез;Несформированность пространственных представлений;Слухо-произносительная сторона речи, дифференциация звуков;Трудности с обобщением предметов по существенному признаку;Фонематический слоговой анализ и синтез;Лексико-грамматический строй;Снижение слуховой кратковременной памяти;Ограниченные представления о предметах окружающей среды
Виды речевых нарушенийВидов речевых нарушений много, мы возьмем только те, которые исправляются на нашем логопункте.ФНР (фонетическое недоразвитие речи)ФФНР(фонетико-фонематическое недоразвитие речи)ФФНР с д/к (--//-- с дизартрическим компонентом)ОНР (общее недоразвитие речи)ОНР с д/к (--//-- с диз. комп.)
Хочется отметить, дети с диагнозом ОНР должны получать логопедическую помощь в специальных садах с логопедическими группами. Но , поскольку, количество таких детей резко возросло, всем нуждающимся не хватает места в логопедических группах, но помощь мы должны оказать, то дети остаются на логопункте. По сути, сейчас в каждом детском саду наберется целая группа детей с диагнозом ОНР, но нет финансовой возможности открывать эти группы в каждом саду. Еще 10 лет назад, логопедические группы приглашали к себе детей и брали с более легкими нарушениями. Сейчас с каждым годом нарушения все сложнее и сложнее. Дети приходят безречевые.
И так, остановимся, кто же такие дети с ОНР и почему это диагноз усугубляется с каждым годом.Во-первых дети с ФФНР- это дети с нарушенным звукопроизношением.Дети с ОНР могут иметь нарушение звукопроизношения, могут не иметь, но у них нарушения в речи: бедный словарный запас, нарушение лексико-грамматического строя, неумение построить предложение, часто- просто не могут высказать мысль, повторить сложные слова, переставляют слоги.
Профилактика речевых нарушенийТак как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих, то необходимо создать благоприятную речевую среду. –Правильная чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, четкие инструкции в планировании действий.