Презентация обобщение опыта Коммуникативная компетентность


Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературыИванова Наталия Владимировна учитель русского языка и литературыМуниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Основная общеобразовательная школа№5» г. Минусинска Красноярского края ).Мое педагогическое кредоУчить детей учиться Темой моей работы в методическом объединении является «Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы». Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительное отношение к ценностям других людей. Тема моей работы в МО  Сочетание коммуникативных технологий с элементами других педагогических технологий:Именно эти технологии наиболее сочетаемы друг с другом и с ИКТ, особенно востребованными в настоящее время в школьной практике. Характеристика коммуникативной технологииГлавная цель применения коммуникативных технологий  – развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне. Виды уроков на основе коммуникативной технологии: дидактические, ролевые, деловые, состязательные; Некоторые формы и приёмы  работы на уроках русского языка:многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к различным словарям, видам разбора; анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову.;инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, диктанты «с иллюстрациями», свободные диктанты, самодиктанты и т.д.; анализ смысловых оттенков значений слова в контексте;сопоставление русских слов со словами и их переводными  аналогами в других языках, подбор синонимов, антонимов, сравнение паронимов и омонимов и др.;расширенная работа с фразеологией, с пословицами, поговорками, афоризмами;соединение в одном предложении далёких по смыслу слов;создание предложений по заданному началу, концу и т.д.;распространение предложений за счёт введения различных второстепенных членов, изобразительно-выразительных средств, обращений, вводных слов и т.д.;все виды пересказа ;все формы учебного диалога;ролевые и деловые игры ;учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов ;выступления в качестве ведущих на мероприятиях  Современная речевая деятельность учащихся требует опоры на разные виды высказыванийРепродуктивный (пересказ статьи учебника, творческий пересказ);Продуктивный (сообщение, доклад);Литературно- критический (литературный обзор);Искусствоведческий (речь экскурсовода);Художественно- творческий (стихи школьников, художественные зарисовки) Распространённым приёмом для развитие коммуникативных компетенций является решение проблемных задач, напримерТема: Предложения с однородными членами. Текст задачи.Мы все хозяева парков, лесов, речек и прудов.В городских парках отдыхают и молодежь, и дети, и старики. Для всех важно, чтобы парки были чистыми, аккуратными, красивыми.Мы должны беречь леса: не спиливать деревья, не разводить костры, не мусорить. Все мы ответственны за чистоту источников, рек, прудов, озер.Природная среда – это и растения, и насекомые, и птицы, и животные.И мы всегда должны помнить, что все они помогают нам сохранить здоровье, силы, бодрость, хорошее настроение. Задание 1. Прочитайте текст, соблюдая интонацию перечисления. Определи тему текста и тему каждой части. Составь и запиши план. Найди и выпиши однородные члены предложения и укажи, какими частями речи они выражены, построй схемы. Задание 2. Проведите эксперимент: прочитайте текст без однородных членов. Сравните с исходным текстом: наблюдаются ли изменения? Сделайте вывод о роли однородных членов предложения в речи.  Задание 3. Подумай и обсуди с соседом по парте, какие действия человека оказывают губительное воздействие, а какие сберегают природу, Обоснуй свою точку зрения.  Задание 4. Совместно составьте 5 « Золотых правил» бережного отношения к природе для туриста-пятиклассника, используя однородные члены предложения.   Учащиеся развивают умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;  создавать письменные тексты с использованием необходимых речевых средств в соответствии с задачей коммуникации; Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания. Использование ИКТ Использование ИКТ гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия на слух, чтения, письма, аналитической переработки  информации; преодоление страха публичного выступления; свободное ориентирование в реальных  жизненных ситуациях общения; расширение словарного запаса; получение и применение новой информации в области коммуникаций.Результаты внедрения коммуникативной технологииКоммуникативная технология активно способствует социализации личности.