Презентация Методические рекомендации к организации книжного уголка в ДОУ


Составила старший воспитатель Захарова В.Б.Книжный уголок в детском садуМетодические рекомендации по организации книжного уголка в разных возрастных группах «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг»Сухомлинский В. А. необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Книжный уголок - Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя». Основные требования к оформлению книжных уголков:Рациональное размещение в группе.Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы.Соответствие интересам детей.Постоянная сменяемость.Эстетическое оформление.Востребованность. I Младшая группа{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Оснащение уголкаВоспитательно-образовательная работа с детьмиВ книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;Книги с динамичными элементамиКнижки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;Книжки-панорамы ( с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);Книжки-раскладушкиПредметные картинки с изображением предметов ближайшего окруженияВоспитатель знакомит детей с Уголком книги,Его устройством и назначением,Приучает рассматривать книги (картинки) только в Книжном уголкеСообщает правила, которые нужно соблюдать:брать книги только чистыми руками,перелистывать осторожно,не рвать, не мять, не использовать для игр.после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др. 2 Младшая группа{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Оснащение уголкаВоспитательно-образовательная работа с детьмиВ уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг.Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;Книги с обычной листовой структурой;Эстампы на темы русских народных сказок. Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.Воспитатель закрепляет знания об устройстве и назначении книжного уголка;Учит самостоятельно и аккуратно рассматривать книги.Во второй младшей группе работа продолжается с учетом усложнения задач, поставленных программой ДОУ.В книжном уголке помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником Средняя группа{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Оснащение уголкаВоспитательно-образовательная работа с детьмиВ книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу):Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;Альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;Открытки для рассматривания по произведениям;Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;Оформляются тематические выставки (1 раз в квартал);Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой.Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций. Старшая группа{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Оснащение уголкаВоспитательно-образовательная работа с детьми10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками); Портреты писателей и художников – иллюстраторов Книги, рекомендованные программой;Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;Энциклопедии («умные» книжки), словари;Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставкиПедагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг.Учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой;Способствует совместному рассматриванию и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер;Формирует умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства;Закрепляет преобладающий интерес дошкольников к сказкам;Формирует гражданские черты личности, патриотические чувства;Знакомит с миром природы, ее тайнами и Подготовительная группа{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Оснащение уголкаВоспитательно-образовательная работа с детьмиКоличество книг в уголке не регламентировано.2-3 сказочных произведениястихи, рассказы (знакомящие детей с историей нашей родины, с современной жизнью);2-3 книги о животных и растениях;книги, с которыми детей знакомят на занятиях;книги для расширения сюжета детских игр;юмористические книги с яркими смешными картинками ((Михалкова, М. Зощенко, Драгунского, Э. Успенского и др.);«Толстые» книги;книги, которые дети приносят из дома.Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг.-Учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой;- Способствует совместному рассматриванию и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер;- Формирует умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства;- Закрепляет преобладающий интерес дошкольников к сказкам;- Формирует гражданские черты личности, патриотические чувства;- Знакомит с миром природы, ее тайнами и «Произведения С. Михалкова» Детские книги пишутся для воспитания,а воспитание – великое дело,им решается участь человека.Белинский В. Г. Не само по себе чтение влияет, а переживание ребенка в процессе чтения влияет на его развитие.Л. Выготский Художественная литература открывает ребенку главную тайну жизни – он не одинок в этом мире: то, что заботит его, заботило его предков, заботит его современников, будет заботить его детей и внуков.А.И. Княжицкий Спасибо за внимание