Презентация по русскому языку Употребление фразеологизмов в речи 5 класс
Терминологический диктант.1. Наука, изучающая словарный состав языка.2. Слова, употребляемые жителями одной местности.3. Слова, употребляемые людьми разных профессий.4. Слова, которые знакомы и понятны всем людям, говорящим на русском языке.5. Слова, вышедшие из активного употребления.6. Устойчивые сочетания слов в русском языке.7. Слова одной части речи, имеющие одинаковое значение, но различающиеся правописанием.
Самопроверка.1. лексика2. диалектизмы3. профессионализмы 4. общеупотребительные5. устаревшие 6. фразеологизмы7. синонимы
ТЕМА УРОКА: «ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РЕЧИ.»
Определи значение фразеологизмов1.Собака на сене.2.Глаза разбегаются.3.Водить за нос.4.Белая ворона.
Определи значение фразеологизмов5.БЕЖАТЬ, СЛОМЯ ГОЛОВУ7.КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ6.СТОЯТЬ НА ГОЛОВЕ
Проверь себя.1.Не пользоваться чем – либо и не давать другим.2.Нельзя сосредоточиться от разнообразия впечатлений.3.Обманывать, вводить в заблуждение.4.Тот, кто сильно отличается от других.5.Очень быстро.6.Находиться в постоянных хлопотах, суетиться.7.Баловаться, бегать, прыгать.
Кто больше?НОСКЛЕВАТЬ НОСОМЗАРУБИТЬ НА НОСУЯЗЫКГОЛОВАЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙОСТАВИТЬС НОСОМДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИТЯНУТЬ ЗА ЯЗЫКХОДИТЬ НА ГОЛОВЕБЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕОКУНУТЬСЯ С ГОЛОВОЙ В РАБОТУБУРЧАТЬ ПОД НОССТОЛКНУТЬСЯ НОС К НОСУПРОГЛОТИТЬ ЯЗЫКМОРОЧИТЬ ГОЛОВУ
Расшифруйте фразеологизмы.
Расшифруйте фразеологизмы.
Отгадайте загадки.1. Так говорят о человеке, который совершенно лишен музыкального слуха.2.Выполнять быстро, ловко, хорошо.3. Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения.4. Очень темно, ничего не видно.5. Оказаться в неловком положении.6. Молчать, не говорить лишнего. 7. Выполнять обещание.8. Изобретать то или сообщать о том, что уже давно известно.9. Так говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком.10. Его вешают приходя в уныние.11. Не цветы, а вянут.
Фразеологизмы- устойчивые сочетания Медведь на ухо наступил.Горит в руках .Семь пятниц на неделе.Ни зги не видно.Сесть в калошу.Будто муху проглотил.Дать зарок.Открывать Америку.Мухи не обидит.Вешать нос.Уши вянут.
НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.Попались на удочку. Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами сходим, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. «Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь морочит голову». У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. «Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдете». И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была- ни в сказке сказать, ни пером описать.
Продолжи фразы.Любишь кататься - ……... . Тише едешь - ……. . Лучше синица в руках, чем …...Кончил дело - …… . Не спеши языком, ….. . На вкус и цвет ….. . Готовь сани летом, а … .(журавль в небе; дальше будешь; товарища нет; люби и саночки возить; торопись делом; телегу зимой; гуляй смело; )
Найди фразеологизмы-синонимы.Без сучка и задоринкиВалиться из рукВажная птицаПрикусить языкВдоль и поперекНамотать на усТертый калачХоть лопатой гребиУтереть носЗаткнуть за поясНабрать воды в ротЗарубить на носуПтица высокого полетаКак по маслуСтреляный воробейКак свои пять пальцев Непочатый край
Проверь себя.Без сучка и задоринкиВалиться из рукВажная птицаПрикусить языкВдоль и поперекНамотать на усТертый калачХоть лопатой гребиУтереть носКак по маслуРуки опускаютсяПтица высокого полетаНабрать воды в ротКак свои пять пальцевЗарубить на носуСтреляный воробейНепочатый крайЗаткнуть за пояс
Давайте вспомним, что мы сегодня нового узнали о фразеологизмах?Как фразеологизмы помогают изучать прошлое нашего народа?Чем могут различаться фразеологизмы – синонимы?Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов в речи?Какова роль фразеологизмов в речи?
Домашнее задание.Задание по группам:1 группа готовится к конкурсу «Лучший оформитель книги фразеологизмов.»2 группа составит сочинение – рассказ, используя фразеологизмы.3 группа выполняет упражнение №720, работает с фразеологическим словарем.