Культура,традиции и быт мордовского народа
Мордва В Ульяновской области мордва составляет 4,4 процента населения (1989 г.). В 1897 году - 13,0 процентов населения губернии (тогда в состав губернии входила восточная часть современной Мордовии). Живет она преимущественно в южных районах области - Николаевском, Новомалыклинском, Кузоватовском, Павловском и других районах. Мордовские племена -автохонное (коренное) население междуречья Оки, Суры, Средней Волги. Мордва делится на две основные группы: эрзю, занимавшую в прошлом левобережье р. Суры, и мокшу, обитавшую в бассейне р. Мокши. В Ульяновской области проживает преимущественно мордва - эрзя. По языковой группе мордва относится к волжской ветви финно-угороской группы уральской языковой семьи. мордва Селения Мордовские племена селились по берегам рек, часто перенося свои временные стоянки, за исключением тех, что обосновывались на удобных местах рыбного лова. В верховьях рек не селились, а нижнее и среднее течение делилось между разными племенами одного и того же народа; одна народность занимала бассейн какой-либо крупной реки со всеми ее притоками. Поэтому расстояние в 300–500 км было привычным для «хода» охотника или рыболова, Небольшое по численности, редкое население постоянно контролировало огромную территорию и осваивало ее только экстенсивно. В состав жилищно-хозяйственного комплекса входили сараи, хлев, конюшня, баня с печью-каменкой и другие постройки, а также полуземлянка из двух помещений, в которой хранили особо ценное имущество, в частности зерно и одежду, летом здесь спали. На улице напротив дома ставился виход – погреб с наземной Для мокши был характерен открытый двор, для эрзи – закрытый, иногда двухэтажный Жилище было либо двухраздельным - жилая часть и сени, либо трехраздельным, когда эти два помещения дополнялись горницей. Планировка жилой части была в основном среднерусского типа: печь располагалась у двери в одном из углов, устьем была обращена к окнам передней стены, по диагонали от печи располагался передний угол. Вдоль стен набивались широкие лавки, лавка сбоку от входной двери завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. У мокши в простенке между печью и задней стеной устраивался широкий дощатый настил. Под потолком делали полати для спанья, рядом с печью стоял шкаф-ларь для посуды, на стене у печи подвешивалась для хранения ложек ложкарница, сделанная из прутьев, лыка, бересты или дерева.. Хозяйство Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенное земледелие, основными полевыми культурами были ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лен, выращивались также огородные культуры. Со 2-й половины 19 в. стал распространяться картофель. На втором месте по значимости находилось животноводство – разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, домашней птицы. Значительную роль играли подсобные занятия, связанные с использованием лесов и водоемов – охота, рыболовство, бортничество. Из ремесел особое значение имели железоделательное и кузнечное, важны были прядение и ткачество, керамическое производство, деревообработка, углежжение, смолокурение и др. Семейный быт Мордовская большая семья могла проживать как в одной, так и в нескольких избах, расположенных на одной усадьбе в общей связи. «... отличительная черта мордовского двора — многотягольность, по три и четыре избы в одной связи».Главным богатством для крестьян являлась земля, она же была одним из показателей мощности двора. При общинном землепользовании материальное благополучие крестьянского двора определялось составом семьи. Если семья много-людная, и при этом еще несколько лиц мужского пола, то, следовательно, и земельный надел двора больше. Семейный быт Во главе семьи стоял самый старший мужчина — кудазор Власть главы была очень велика, все находилось в его воле. Он представлял домохозяйство перед властями, общиной, имел право распоряжаться семейным имуществом, а также обладал правом купли и продажи, осуществлял сделки и договоры. Кудазор (покштя) руководил всеми работами, следил за ходом их исполнения, был ответственным за моральный облик членов семьи Семейный быт Хозяйке дома принадлежала огромная роль по уходу за младенцем. В силу чрезмерной занятости матери в хозяйственной и повседневной жизни, её заботы о ребенке брала на себя кудазорава (покштя-ва). Она нянчила, пестовала, ласкала, лечила, воспитывала, закладывала основы нравственности и трудолюбия МОРДОВСКАЯ ОБЩИНА Важнейшим традиционным институтом социализации личности у мордовского народа выступала община (или мир — сельская община со всеми её членами : "С миру по нитке — голому рубашка", "Всем миром", "На миру и смерть красна", "Не от мира сего", "Сильные мира сего"). Фактически каждый человек с момента рождения и до самой смерти находился под её опекой. Она приобщала детей и молодежь к нормам общественной, правовой, трудовой жизни, к системе общин-ного этикета и его вековых правил, коллективным видам работы, общественным праздникам, религиозным верованиям. Общественный быт «... между крестьянам царствует величайший порядок, в один и тот же день, в один час все вместе выходят пахать, боронить, в один и тот же день возвращаются все домой». Суд старейших у мордвы Вплоть до 30-х гг. XX в. большим авторитетом и решающим правом голоса пользовались почетные старцы, представляя своего рода неформальную власть общества. Они составляли совет старейшин, имеющий право вмешиваться во все вопросы жизни общины Ритуальный штатол (свеча) с моления РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ МОРДВЫ Названия некоторых богов всё же сохранились : небом и временем управлял бог Шкай;его супругой была Анге — богиня жизни, добра и любви;Чи-паз был богом солнца;Мастер-паз — богом земли (земной тверди);Ков-паз — богом луны;Пургине-паз — богом грома;Богиня Шобдава являлась в виде зари;Толава в виде огня;землей (почвой) ведала Модава;водой — Ведява; Для брачных отношений мордвы было характерно возрастное неравенство, девушку выдавали замуж за парня на 10-15 лет моложе ее. В свадебной обрядности существовал обычай умыкания невесты, обычно по взаимному согласию семей. Свадьба сопровождалась многочисленными обрядами, например раздачей хлеба матерью жениха родственникам невесты перед отъездом ее из дома. В семейных отношениях существовал обычай избегания замужней женщиной родителей мужа и брата матери. Похороны производились по христианскому обряду, но с включением в него языческих черт, в частности, помещением в гроб различных предметов бытового назначения: мужчине – хлеба, ножа, кочедыка для плетения лаптей, женщине – холста, иголки с нитками, веретена.Разнообразны были производственные и календарные обряды. Так, перед весенним севом совершалось «моление плуга» с многочисленными обрядовыми действиями и ритуальной трапезой. Во время эпизоотий производилось «опахивание» - женщины впрягались в соху и с заклинаниями проводили полосу вокруг деревни, которой придавалось защитное значение. Духовная культура и традиционные верования СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ МОРДВЫ Свадьба — одно из наиболее важных событий в жизни семьи. Традиционные обряды, приуроченные к разным ее этапам, должны были способствовать её благополучному ходу, а также объявлять о событии односельчанам и родственникам. Свадебные обряды отличались большой сложностью и разнообразием, что определялось особенностями расселения, многообразием контактов отдельных групп этноса с соседями. Костюм невесты Свадьба Свадьба состоит из слеующих действий-этапов :1) сватовство (ладяма (м.), ладямо (э.);2) приготовление к свадьбе (свадьбанъ аноклама (м.), свадьбанъ анокстамо (э.);3) свадьба в доме жениха (свадьбась церанъ кудса (м.), свадьбась церанть кудосо (э.);4) свадьба в доме невесты (свадьбась стирень кудса (м.), свадьбась тейтеренъ кудосо (э.);5) приезд свадебного поезда к невесте (куданъ сама-валгома (м.), валгомо (э.);6) свадьба в доме жениха после венчания (свадьбась цёрань кудса (м.), свадьбась цёранъ кудосо (э.), венцямда меле (м.), венчамодо мейле (э.);7) день потех или ряженых (потиха ши (м.), потиха чи (э.). Свадебные обряды На второй день свадьбы совершали ряд обрядов, связанных с проверкой хозяйственных способностей молодой женщины, наречение её невесткой. Интересный обряд наречения невестки. Обряд этот заключается в том, что невестке в доме мужа давали новое имя, которое она носила до самой смерти В этот же день молодую представляли умершим предкам мужа. Для их «угощения» брали блины, яичницу, мясо, пиво. В «дар» им невеста специально готовила одежду : рубашки, кокошники, портянки и пр. Потом их отдавали нищим. Умерших просили полюбить нового члена семьи, помогать ей в делах. О том же самом молили и покровителя двора, в дар ему молодушка на «чистом месте» оставляла кольцо Свадебные обряды На третий день свадьбы для молодых устраивали угощение их родственники. Молодых угощали все родные, участвовавшие в свадьбе. В этот день или на следующий молодушке «показывали воду» Раньше этот обычай означал представление нового члена семьи богине воды. Молодую вели обязательно к речке или ручью, где она делала богине приношение, обычно кольцо или полотенце.Последним обрядом свадьбы являлось моление лепешек. Оно посвящалось божеству дома в дар, которой молодая подносила полотенце или скатерть, а также привезенные из родительского дома лепешки. После окончания моления поезжан угощали обедом и они разъезжались по домам. "Эрзянь озкс" ("Эрзянский молян"), "В большие праздники наряженная морд-ва составляла обширные, довольно замысловатые хороводы, оглашая окрестность звуками доморощённых инструментов". Культура С древнейших времен в культуре мордвы сохра-нились хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные иг-ры, календарные плясовые действа, свадеб-ные пляски, переплясы, образные и сюжет-ные танцы, а также пантомимы. Танец девушек, посвящённый берёзе, "Акша Келу" ("Белая берёза") Рисунок танца выстраивался вокруг священного дерева из движений участников против часовой стрелки, из различного рода «змеек», малых и больших кругов S-образных фигур, полу-круга. Лексический мат-риал танца состоит из пружинистых шагов с остановкой со слегка присогнутыми коленями. в руках — ветки березы. По окончании веселья девушки кланяются божеству березы, снимают с головы венки и бросают их в воду. При этом замечают : чей венок поплывет, та девушка скоро выйдет замуж, а если потонет, то, возможно, скоро умрет. Старинная мордовская вышивка украшала в основном народную одежду, особенно праздничную. Она по своему виду напоминает ковёр, ибо благодаря плотно положенным стежкам фон холста почти не просвечивает, выполнялась в основном шерстяными нитками, которые пряли сами мордовки из овечьей шерсти и красили их, пользуясь растительными красителями, дававшими ниткам глубокие тона. Вышивка Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета : черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Вышивка Вышивка Вышивка Цветная перевить Женский мордовский костюм Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя. Сшивалась из двух полотнищ холста перегнутых поперек. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было. Края выреза скреплялись кольцевой застежкой - сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе не зашивались до конца на 12-15 см. Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Она окаймляла ворот рубахи, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди. В праздники поверх нижней рубахи девушки и молодые женщины одевали богато вышитую рубаху покай. Мужской мордовский костюм Основными частями мужского костюма у мокши и эрзи была рубаха и штаны. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали самотканым узким пояском или ремнем. Летом носили распашную одежду из холста - наподобие халата. Весной и осенью надевали сумань - Также демисезонной одеждой был чапан, Его одевали в дорогу поверх другой одежды и обычно подпоясывали широким кушаком. Зимой мужчины носили шубы из выделанных овчин. Из овчин также шили тулуп, который были длинным и прямым. Мужскими головными уборами были валяные шапки белого и черного цвета, Летом колпак. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, картуз, который вытеснил валяные шапки. У ворота и по низу рукавов - вышивка, на плечах и с плеч спускается скорее всего тоже вышивка, а вот по подолу что имелось ввиду - ткачество, нашивки и вышивка. . Смысл рисунка - указать схему декорирования распашной одежды. Где и какие по форме массы декора располагаются. Стилизованный костюм Вертикальные полоски по спине, вертикальные полоски частично видимые из-под фартука и на переде, вертикальная полоса на рукаве, горизонтальные полосы по низу подола и по низу рукава - всё это полоски ковровой эрзянской вышивки шерстью красного, а вернее - маренового цвета. Головные уборы Златной — представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Были распространены уборы типа полотенец или платков. В ряде районов у замужних женщин они повязывались таким образом, что напоминали рога Девичьи и женские головные уборы различались также и тем, что у девушек они не закрывали волосы. В церковь девушки надевали своеобразный головной убор, состоявший из короткого полотенца с узорными концами. вышивка плеча женской рубахи мордвы вышивка налобника женского головного убора Головной убор На эрзянских головных уборах прямоугольник в вышивки занимал всю лобную часть Почти на всех эрзянских головных уборах имеется узкая полоса горизонтального бордюра, которая делит всю налобную вышивку на две части. Орнамент на этих головных уборах располагается по косой сетке, очень редко – по прямой. Преобладающий орнаментальный мотив в косой сетки – ромб без каких-либо отклонений от его основных контуров, а в прямой – квадрат ( Головной убор Все исследователи мордвы отмечали значительное количество видов женских головных уборов. Они отличаются конструкцией, расположением декоративных отделочных материалов и вышивкой. При наличии большого количества различных видов головных уборов по ряду признаков все же удается проследить общие моменты в расположения вышивок. Украшения Богатый и разнообразный набор нагрудных украшений Женщины эрзянки носили набедренное украшение - пулай, в виде прямоугольного куска ткани, украшенного вышивкой, позументом, шерстяными кистями, узорными металлическими бляхами. У мокши поясные украшения располагались по бокам и сделаны были из раковин, пуговиц, подвесок. Поясными украшениями служили также специальные полотенца число которых в одном наборе доходило до шести. Украшения Нагрудные украшения Декоративным центром нагрудных украшений мордовки является застежка, которая закалывает ворот рубахи. По-мордовски она называется сю-лгам, Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет, более крупные из которых располагаются ближе к шее, а мелкие — на периферийной части украшения.На уши надевали серьги с подвеской — серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пух. Мордовское художественное и народное творчество Народное творчество мордвы многообразно: ювелирное искусство, вышивка, узорное ткачество, шитьё бисером, художественная обработка дерева, хореография, устное поэтическое и музыкальное искусство, сказки, пословицы и поговорки, загадки. Народное творчество Древние ювелиры владели приёмами обработки металла, в ряду которых особенно часто применялись литьё, пайка, расплющивание металлических листов, штамповка, чеканка, ковка; хорошо знали способы орнаментации ювелирных изделий (инкрустацию, эмалировку, зернь и др.). В древности обработкой металла, как и прядением, ткачеством, вышивкой, бисерным шитьём и лепкой глиняной посуды, занимались женщины, и только с первых веков 2-го тыс. н. э. кузнечное и ювелирное дело полностью становится мужским занятием РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ Декоративная резьба по дереву — традиционный вид художественного творчества мужчин, наносивших орнаменты на фронтоны изб, пари — свадебные сундуки, долбившиеся из толстых липовых брёвен, наличники, ткацкие станы, прялки и др. утварь. ПРЯДЕНИЕ Из различных бытовых предметов продукции промысловой деятельности наиболее яркими носителями этнической символики являлись донца прялок. образцов донцев прялок несут на себе символы русской бытовой культуры. В то же время в музейных и частных коллекциях обнаружены донца прялок с мордовской этнической символикой. имеется донце с яркой мокшанской символикой в виде многоярусного комплекса традиционного нагрудного бисерного украшения мокшанок, закрывавшего грудную часть от плеч до пояса. Частые бисерные снизки были представлены в виде небольших ромбиков на части плоскости донца. Само же донце обозначает женскую фигуру. Плетение Для мордовских промысловиков было характерно своеобразное переплетение христианских традиций с остатками язычества. Особой обрядовой яркостью отличалась заготовка лыка и березовой коры для изготовления туесков и т. д. У мордвы эта работа начиналась с моления, обращения к покровительнице, держательнице леса Виряве с просьбой о разрешении вторгаться в пределы ее владений. Ткачество "Беление холстов", 1967 г . Сотканный холст сначала мягчили в ступах— «шувар», которые выдалбливались в широких колодах. Толкли холст сразу несколькими пестами. Лучшим отбеливателем была в то время свежая навозная коровья жижа, которую готовили в специальных емкостях, а затем замачивали в ней холсты. После отбеливания холст свёртывали, скатывали особым образом и на специальных шестах несли к реке. С мостиков полотнища пускали по воде, потом их полоскали и отбивали вальками. Эти операции повторялись несколько раз. Вымытый, отбитый вальками холст расстилался по траве на берегу. Хозяйки внимательно просматривали луговину — нет ли на ней красящих растений, нечистот, мусора и все лишнее сразу же удаляли. Мастерицы не теряли вре-мя даром. Когда холстины сушились на берегу, их сразу же вышивали по концам. Такие вышивки считались бо-лее стойкими, как бы «вечными» ( СЕЗОННЫЕ ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ МОРДВЫ Основным занятием мордвы издревле являлось земледелие, поэтому обряды земледельческого цикла занимали ведущее место в ее культуре. В земледельческой обрядности нашли отражение различные формы обожествления плодородия : гадания, почитание стихий (воды, земли, солнца, огня, ветра, дождя), поклонение духам предков, выступавших как податели плодородия. Все это прослеживается в обрядах годового цикла, остатки которого сохранились и до настоящего времени Дети в деревне. Христославы С вхождением в мордовскую обрядовую культуру христианства обход дворов детьми стал проводиться и во время Рождества. Здесь уже пелись по-русски рождественские песни, в которых славили рождение Христа. Но колядки исполнялись в сенях или под окном, а рождественские песни — обязательно дома. Славильщикам давали деньги, конфеты, а не пироги и хлеб, как накануне. Это был и доход и раз-влечение. Гадания Девушки обычно гадали о суженых, сроках замужества. Для этого они клали под блюдо различные предме-ты : рожь, кнут, военную фуражку. Затем девушки по очереди доставали их, уга-дывая таким образом занятия будущего мужа. О цвете волос суженого судили, выдергивая у овец клок шерсти. Бросали через ворота обувь : в какую сторону она упадет носом, в ту и замуж выходить. Подобные виды гаданий существовали и у русских . Масленица. Последним большим зимним праздником была масленица.Во время этого праздника молодежь каталась на лошадях, пела, плясала. Основное гуляние происходило на масленичной горе Здесь ка-тались с гор, играли Пасха И сейчас в мордовских селениях продолжают праздновать Пасху. Обязательно красят яйца, которые ходят собирать в основном дети. Ходят семьями на кладбище, поминать умерших. В некоторых селах, например, до сих пор сохраняется и обычай проводов Пасхи. На каждом конце села ленточками, разноцветными лоскутками, бумажными цветами наряжают ветки дерева . С ними идут в лес на место бывших пчельников, где устраивают коллективную трапезу и веселятся. Троица Яблочного Спас Праздники ВОЛЫНКА Нар. духовой язычковый инструмент. Состоит из резервуара - меха (мешок из кожи или пузыря животного), в к-рый вставлены 1 трубка для нагнетания воздуха и несколько снабжённых одинарной или двойной тростью для извлечения звука - одна мелодия, с игровыми отверстиями и 1-4 бурдонных. Воздух нагнетается ртом или накачивается нажимом локтей на спец. "педали" ФЛЕЙТА Дерев. духовой инструмент. имеет прямой цилиндрич. канал. Состоит из головки (верх. часть) с подвижной (для регулирования строя) пробкой и дульцем и 2 осн. колен с пальцевыми отверстиями и клапанами. Изготовлялась из дерева, ныне - из металла (условно и совр. Ф. причисляется к деревянным из-за общего с ними способа звукоизвлечения и характера звучания). Звук извлекается с помощью вдувания струи воздуха по касательной к дульцу КЛАРНЕТ Деревянный духовой язычковый инструмент. Имеет цилиндрич. ствол и одинарную трость. Состоит из клювообразного мундштука (к к-рому прикрепляется язычок из тростника или бамбука), короткой части (т. н. бочонка), верхнего и нижнего колен с пальцевыми отверстиями (7) и клапанами (ок. 20) и раструба. При передувании извлекаются нечётные обертоны. ТРЕЩОТКА Общее название типа самозвучащих инструментов (идиофонов). Т. известны мн. народам мира. 1) Т., трескотуха - рус. шумовой инструмент. комплект из 14-20 дерев. планок (дл. каждой 130-150 мм, шир. 50-70мм), нанизанных на 2 шнурка или ремешка и не соприкасающихся друг с другом благодаря прокладкам между ними. Дёргая концы ремешков, ударяют планки свободными концами одну о другую, производя щёлкающие звуки КСИЛОФОН Ударный самозвучащий инструмент. Состоит из ряда дерев. брусочков разл. длины, издающих при ударе тоны разл. высоты. К. имеет много разновидностей под собств. названиями и широко распространён у мя. народов мира, К. имеет до 49 брусочков, расположенных, как правило, в 2 ряда, прикреплённых с помощью не глушащих звучание жгутов к раме и имеющих снизу резонаторы - медные гильзы разл. величины (пропорционально длине брусочков). Мордовская кухня У мордвы-мокши на свадьбу или к празднованию рождения ребенка готовили жареное мясо с луком — шяняпт. В качестве праздничного и свадебного блюда эрзя употребляла аналогичное блюдо — селянку (жаре-Ное мясо и ливер с приправами). В обрядовой пище древней мордвы была и конина, но с принятием христианства она почти вышла из употребления, сохранившись лишь при проведении специального «моляна», посвященного лошадям. Щи из свежей капусты с курицей В кипящий куриный бульон кладут нашинкованную капусту и картофель, нарезанный дольками, и варят до готовности. В конце варки щи заправляют пассерованным уком и морковью и солят. При подаче в тарелку кладут кусок курицы. Отдельно подают дольку чеснока. Капуста свежая 125, картофель 80, лук репчатый 25, морковь 25, масло сливочное 10, курица 50, чеснок 2, соль. Кухня Арям (напиток) Кислое молоко разводят холодной кипяченной водой. Подают охлажденным. Молоко кислое 100, вода 100. Тувонь сывель максо марто (печень, жаренная со свининой) Свинину и печень нарезают брусочками и, обжаривают до готовности. Репчатый лук очищают от шелухи, мелко шинкуют и слегка пассеруют. После этого мясные продукты заправляют пассерованным луком, солью и перцем. Подают с жареным луком. Свинина 45, печень 35, лук репчатый 20, жир 5, гарнир 150, перец, соль.