Презентация Интеллектуальное развитие на уроках русского языка младших школьников
МКОУ «Вихоревская СОШ №10»
«Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»
Москвитина Татьяна Андреевна учитель начальных классов
Русский язык – важнейший фактор развития умственных способностей учащихся, их речи, нравственных качеств и в целом личности ребенка.
Комплексная системапредусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Это достигается путем внесения изменений в содержание и организацию процесса обучения
Изменения содержания введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;увеличения использования поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;расширение объема работы с понятиями и терминами;включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.
Содержание Конкретное содержание интеллектуального развития на разных ступенях начального обучения дифференцируется в зависимости от возрастных особенностей детей. В 1 классе основная задача развития состоит в совершенствовании наглядно-образного мышления.Во 2-м классе совершенствуется наглядно-образное мышление и закладываются основы формирования словесно-логического мышления. В 3-4-х классах основной упор в интеллектуальном развитии учащихся делается на формирование словесно-логического понятийного мышления, совершенствование внутреннего плана действия.
Комплексность интеллектуально- лингвистических упражнений на уроках русского языка. Интеллект и лингвистика неразрывны. Союз интеллекта и лингвистики – большая сила. Процесс обучения строится таким образом, что у учащихся не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, речь. Лингвистическое развитие учеников происходит параллельно с комплексным развитием их интеллекта, что обеспечивает высокую результативность на уроках русского языка.
Формируемый комплекс 1: устойчивость внимания, смысловая память, аналитико-синтетическое мышление. «Парные звонкие и глухие согласные». Внимательно прочитайте написанные на доске пары слов и постарайтесь их запомнить (через 1-1,5 мин после предъявления закрывается второе слово каждой пары). Ориентируясь на первое слово каждой пары, напишите по памяти в столбик вторые слова. Подберите к ним проверочные слова и напишите их. Орфограммы подчеркните. пух лё…кий лёд сколь…кий гимнаст ги…кий хлеб мя…кий
Формируемый комплекс 2: речь, устойчивость и распределение внимания, оперативная память, аналитико-синтетическое мышление, умения осуществлять операции сравнения, строить рассуждения. «Большая буква в именах собственных». Напишите в строчку слова, которых нет в правом столбике. Найдите среди них лишнее. Ответ обоснуйте. (С, с)аратов (Г, г)ород (В, в)олга (С, с)вердловск (Г, г)ород (М, м)инск (М, м)осква (К, к)иев (П, п)енза (Е, е)нисей
Формируемый комплекс 3: речь, устойчивость внимания, творческое воображение, языковая интуиция, аналитико-синтетическое мышление. «Род имен существительных». Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы: 1) роеккуань 2) коозгёорлод 3) ммаелдивендаь Используя их, отгадайте загадки. 1. Только этот водоем для него родимый дом. (Река, окунь). 2. Кого куда-то запустили ущерб огромный допустили? (Козёл, огород). 3.Какой кустарник каждый день кому-то посещать не лень? (Малина, медведь).
«Глагол». Прочитайте слова. Поочередно исключите из них лишнее по самостоятельно найденным признакам так, чтобы осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните их написание. разрушаеш.. гл..дят пом..няеш.. дружба подсч..таеш.. надпишеш.. накормиш…
Формируемый комплекс 11: речь, устойчивость и объем внимания, логическое мышление, абстрактное мышление, умение находить равнозначные понятия. «Склонение имен прилагательных мужского и женского рода». Прочитайте. Соедините между собой равнозначные понятия. Напишите их. Выделите в прилагательных окончания. Укажите род имен прилагательных. черн… золото воскресенье естественн… спутник Земли квадрат полев… укрытие от снарядов голуб… кит самое больш… животное в мире блиндаж последн… день недели Луна равносторонн… прямоугольник нефть
Словарно-орфографическая работаБ…р…да н…род ив…лга б…рьба уг..сание л…пата иск…рка ог…ворка т…рговля ег…за к…са кр…ситель атм…сфера - Соедините первые буквы существительных 1 склонения, в корне которых пишется гласная о и назовите новое словомагазин- покупателитеатр –зрителитранспорт- ? Определите смысловую связь и назовите новое слово
Работа с текстомПрочитайте текст. Определите его основную мысль и озаглавьте. Выберите подходящую к основной мысли текста пословицу и введите её в текст.В…сной птицы прил..тают с з..мовок.(В) пути их ждут трудности и беды. (В) сыром мраке туманов они теряют д…рогу, разбиваются (об) острые скалы. М…рские бури ломают их перья, сбивают крылья. Птицы ум..рают (от) холода и стужи, гибнут (от) хищников, падают (под) выстрелами охотников. Ничто не останавливает крылатых странников. Через все преграды л…тят они (на) Родину, к своим гнёздам. Пословицы:Жить- Родине служить.Родина любимая - мать родная.Всякому мила своя сторона.На чужой земле и весна не красна.
Правильное и систематическое использование данной методики позволяет обеспечить эффективное развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся, необходимых для успешного овладения русским языком, а учебно-воспитательный процесс сделать увлекательным и интересным для учащихся.
Трепетно, нежно, заботливо, ласково,С каждым ребёнком с открытой душой,Всё, что умеем, знаем и можем,Просто отдали и в сердце большомМесто найдётся для каждого школьника.Каждого нужно увидеть, раскрыть,Всем нам желаю всего наилучшего,Чтобы всегда нам хотелось учить.
Спасибо за внимание!