Обобщение опыта по теме ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ младших школьников на уроках русского языкаИз опыта работы Способности не только проявляютсяи существуют в деятельности, онив деятельности создаются и вдеятельности развиваются. Б. М. Теплов Интеллект - это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека ЦЕЛЬ: повышение эффективности учебного процесса за счет раскрытия и реализации личности и создание условий для интеллектуального развития младших школьников ЗАДАЧИ: повысить качества обучения по предмету; повышать уровень познавательной активности через развитие психических процессов; повышать речевую активность; развивать мышление; воспитывать интерес к русскому языку; создать условия для успешной самостоятельной деятельности. ГИПОТЕЗА: если мы в своей работе при обучении учащихся 1-4 класса на уроках русского языка будем использовать комплекс упражнений для интеллектуального развития, поменяем методику проведения урока, то повысится качество знаний учащихся, будет совершенствоваться их интеллектуальное и речевое развитие. Результаты – развитие психических процессов (памяти, мышления); – развитие речи, внимания, интереса к предмету; – развитие общеучебных навыков; – улучшение успеваемости по предмету; ИНСТРУМЕНТАРИЙ: Новые принципы проведения урока Принцип разностороннегоразвивающеговоздействияна интеллект ребенка Принципобоснованного ответа Принципсотрудничества,делового партнерства учителя и ученика Принцип действенногоподхода к обучению Содержание обучения: введение дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;увеличение использования поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков; включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно- познавательного характера. Структура урока русского языка Мобилизующий этапФормулирование учащимися темы и цели урока. Минутка чистописанияСловарно – орфографическая работаИзучение нового материалаОбобщение нового материалаФизкультминуткаЗакрепление изученного материалаРефлексия Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогики, опыт практической педагогической работы – всё это даёт возможность создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения их русскому языку. Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Обновлённое содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребёнка как личности, активизирует умственную деятельность детей, даёт возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся. Приведём примеры заданий, направленных на интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения русскому языку. Упражнения на разных этапах урока мобилизующий этап урока новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий Что объединяет эти слова? О склонении какой части речи будет идти речь на уроке? Формулирование учащимисятемы и цели урока. Доктор- врачРёв-?Зов-?ураган-? -правильно сформулируйте и определите тему Упражнения на разных этапах урока: Минутка чистописания:Енот сетка ежиха пенал -определите букву, она есть в каждом из данных слов и может разделить их на две равные группы:Закваска подголосок мясистый-определите букву, она находится в корне каждого слова;Детский тростник вестник отвечаю лестница местность трудный-определите букву, она обозначает одинаковую орфограмму во всех существительных данного ряда Минутка чистописания Тема: ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ Каллиграфическая минутка.Задания:На доске написан ряд букв: О Д Т Ч П Ш С ...- Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания?- Определите порядок следования букв в этой цепочке: Вдлт Влтд Втдл В…- Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки. Дайте характеристику звукам, которые обозначены данными буквами. - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Словарно-орфографическая работа Цель: увеличение учебной инициативы детей и усиление воздействия на интеллект цфбктхешсрчёщзца-мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и узнаете новое слово - определите два новых слова 1 2 3 4 5 6 7 8 1 А М Н О Р К В У 2 С Г Д Я Л Ч Ц Т ключ 2-1 1-4 2-5 1-4 1-2 1-1 -Разгадав ключ шифра, узнаете новое слово Словарно-орфографическая работа -новое слово спряталось в этом круге Щепка ужин шайба трубач определите новое слово. В нём имеется парный звонкий, всегда твёрдый шипящий согласный звук. Тема: СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИСловарно-орфографическая работа Задание:«Распутайте» эти замысловатые высказывания, не переставляя слов, поменяв только буквы, и вы прочтёте известные пословицы.. Словарно-орфографическая работа Тема: ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХЗадание: - Постарайтесь узнать в этой записи новые два слова, с которыми мы познакомимся на уроке.Тема: СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВСловарно-орфографическая работа.Задание:Новое слово спряталось в цепочке букв. Внимательно посмотрите на цепочку, найдите слоги в следующем порядке: СГ, СГС, СГС. Сложив их в указаннойпоследовательности, вы получите слово. . Словарно-орфографическая работа. Тема: МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВАЗадание:Если расположите данные прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них, получится новое словарное слово.Ответ: медведь. Тема: СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫЗадание:- Если вы внимательно проследите за движением стрелки, то прочитаете слово. Какое?Ответ: молоко. Словарно-орфографическая работа. Тема: СЛОВА С ДВУМЯ БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕЗадание:Вставьте недостающую букву в это изображение, и вы прочитаете слово, с которым познакомимся на уроке. Разгадайте словаПервое слово: 3,1,11,6,12,13,1Второе слово: 3,1,5,13,4,7,10,9,8.Каждому числу соответствует определенная буква:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13А ГК О Р У Ф Ь Л Е П С Т Задание:- Если вы успешно справитесь с кодом, сможете назвать два новых слова. КОД: Зашифрованные слова: С В Г Р У И Ъ А З О Л Н Ч Т Щ К Ж А Д Т Ь Р Е К П М Ф А Ш А Ответы: квартира, комната. Словарно-орфографическая работа. Задание:- Сопоставьте прямоугольники и определите зашифрованные слова. Ответы: огурец, помидор. О К И П Х Р Т Г Ж Ц О Ф М Р У Р Е М И Д О * * * * * * * * * * * * * Словарно-орфографическая работа. Физкультминутки Лес, игра, гриб, сады, ночь, поля, еж, ежик, грач, дом, море, река, пыль, игла. Делать сделать написать писать подписать вёз отвёз вывез привёз занёс нес перенёс. ЗакреплениеТема: ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ Задание:- Зачеркните в этой фигуре буквы, обозначающие непарные согласные звуки, и буквы, обозначающие непарные мягкие согласные звуки, и вы узнаете зашифрованное слово. Какое слово вы составили? Ответ: решить. Виды обобщения: Обобщение учащимися изученного по заранее составленному плану. Использование обобщающих таблиц со знаковым кодированием.Самостоятельное составление обобщающих слов. Заключение Правильное и систематическое использование данной методики позволяет обеспечить эффективное развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся, необходимых для успешного овладения русским языком, а учебно-воспитательный процесс сделать увлекательным и интересным для учащихся. Заключение В данной работе были рассмотрены лишь некоторые виды школы в процессе обучения русскому языку. Но описанные выше упражнения, используемые на различных этапах урока русского языка, позволяют учителю заинтересовать детей значениями изучаемых слов, употреблением их в связной устной и письменной речи, обогатить словарный запас. Важно учесть, что не всякое задание может служить интеллектуальному развитию младших школьников. На каждом уроке должны включаться задания, требующие хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности, пробуждающие мысль учеников. работ для интеллектуального развития учащихся начальной Пожелание коллегам: Учитель! Труд твой кропотливый,С каким трудом еще сравнишь?Ты словно сеятель над нивой,Бесценный урожай растишь!Ты будто первооткрыватель,Ведешь по жизни молодежь,Ты в тоннах знаний, как старатель,Крупицу золота найдешь!