Презентация по развитию речи на тему Работа над связной речью


Работа над связной речью. Синтез предложений. Распространение предложений. Подготовила учитель-логопедМОУ СОШ №5 им. О.В. Гудковаг. ГеоргиевскаБородина Ольга Николаевна Составление простых предложений по схемам. Мальчик книга Кролик морковка Выяснение понятия – предложение. 1. Гулять. Дети. Поле. В. (Ряд слов не связанных между собой нормами грамматики, не является предложением ).2. Гуляли поле дети в. (Слова, записанные в беспорядке не передают мысли).3. Дети гуляли в поле. ( Это предложение. Оно образовано из слов с учетом грамматических норм языка и выражает законченную мысль). Составление предложения по схемам.1.Из ряда слов составить предложение.Дымок, идет, труба, из (Дымок идет из трубы.)2. Вставить в предложения подходящие по смыслу слова.Мама шьет … . (Мама шьет платье.)3. Прослушать стихотворение, определить количество предложений. 4. Поднять карточку с точкой, если предложение закончено.5. Прослушать текст, определить сколько в нем предложений.6. Графический диктант (логопед читает предложение, дети чертят в тетрадях схемы). Согласование глагола с именем существительным в числе и роде 1. Закончить предложение по образцу. Образец: Дождь идет. Дожди идут. Яблоко зреет. Яблоки … . Белка прыгает. Белки … . Образец: Метели метут. Метель метет. Липы цветут. Липа … . Жуки ползут. Жук … . 2. Закончить предложения, изменяя по смыслу слово, данное в скобках. Кошка } Заяц } Кот } (спал) Белка } (бежал) Котята } Мыши } 3. Прослушать предложения, вставить слова для справок. Например: Полз … . Ползла … . Ползло … . Слова для справок: змея, уж, насекомое. Полз уж. Ползла змея. Ползло насекомое. 4. Составить предложения со словами, обозначающими действия предмета. Звучал, звучала, звучало. 5. Закончить предложения, добавив недостающие слова. Подул … . (Подул ветер.) Полил … . (Полил дождь.) Выглянуло … . (Выглянуло солнце.) Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.Задания: 1. Ответить на вопросы какой? какая? какое? какие? с помощью плана.План: размер, цвет, материал, из чего сделан предмет.Приблизительный перечень картинок или предметов: мяч, шкаф, графин, кувшин, чашка, ваза.2. Вставить пропущенные слова, обозначающие признаки предмета.В марте небо … . Снега … . Льды … . На снегу следы … . Лужи … . Сосульки … . 3. Прослушать предложения, составить загадки по образцу. Образец: Рыжая, хитрая, умная. Кто это? Лиса хитрая, умная, рыжая. Волк серый, злой, хищный. Белка рыженькая, пугливая, прыгучая.4. Прослушать стихотворение, назвать в них слова-признаки. Вот вам сладкая морковка, Красная головка. Вот вам желтая репка И огурчик крепкий.5. Прослушать два рассказа, сравнить их, какой из рассказов вам больше понравился? Почему? Литература: 1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2004. 2. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников. С.-П.б., 2005. 3. Садовникова И.В. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983. 4. Фуреева Е.П. Нарушения речи у школьников. Р-.н.-Д., 2006.