Презентация по русскому языку на тему Обобщение и систематизация знаний по разделу Морфемика. Орфография


Разработала и провела учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большетроицкая средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» Лаптева Ольга Николаевна 1) Что изучается в морфемике? (морфемы, состав слова)2) Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов? (однокоренные слова имеют разное лексическое значение)3) Как найти окончание и основу слова? (изменить форму слова, изменяемая часть – окончание, остальная - основа)4) Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова. (приставка, корень, суффикс)5) Как различить, когда надо писать на конце приставки З, а когда С? (перед звонкими согласными пишется З, перед глухими - С)6) Как мы определяем, какую гласную надо писать в корнях –лаг- - -лож-, -раст- (-ращ-) - - рос-?(ЛАГ – перед суффиксом а; РАСТ, РАЩ – перед СТ, Щ) 7) Какая буква – О или Ё – пишется, как правило, в корне слова после шипящих, Ы или И пишется после Ц в корне у большинства слов? (после шипящих - буква Ё, после Ц - буква И) Росток, отрасль, Ростислав, Ростов, ростовщик, крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон, цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках. 1. Найди лишнее слово. 1 вариант. 1)Вода, водица, водитель, водяной.2) Летать, лето, летательный, лётчик.2 вариант. 1) Ночка, ночной, ноченька, одиночка.2)Подорожный, дороженька, дорогой, дорожник. 1. Найди лишнее слово. 1 вариант. 1)Вода, водица, водитель, водяной.2) Летать, лето, летательный, лётчик.2 вариант. 1) Ночка, ночной, ноченька, одиночка.2)Подорожный, дороженька, дорогой, дорожник. 2. Выпишите выделенные слова парами, графически обозначьте их корни: 1 вариант. Вдруг лоно волн измял с налёту вихор шумный.Ураган терзал сад, вихрем срывал  листья и кидал  их оземь.  На  земле  лежали  сорванные  им  лепестки  роз.2 вариант. Во сне я видела чудесный сон.День ото дня ему становилось легче, и вскоре он поправился. Составьте пары слов, где в корне происходит чередование согласных: б//бл,  п//пл,  г//з//ж.      1 вариант. Его корень в слове ПИСАТЬ, приставка в слове РАССКАЗАТЬ, суффикс в слове КНИЖКА, окончание в слове ВОДА.2 вариант. Его корень в слове ВЯЗАТЬ, приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ, суффикс в слове СКАЗКА, окончание в слове РЫБА. 1 вариант. РАСПИСКА2 вариант.  ЗАВЯЗКА     2. Выпишите номера слов, в которых допущены ошибки: 1 — шёпот2 — шёрох3 — цыфра4  — цыплёнок 5 — капюшон 6 — дистанцыя 7 — молодцы     Ключ 2 — шёрох – пиши о3 — цыфра – пиши и6 — дистанцыя – пиши и Ладыженская Т. А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс. - М.: Просвещение,2015.Влодавская Е. А. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е. А. Влодавская. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т. А., Стракевич М.М.Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс. - М.: Просвещение,2011.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс. – М.: «ВАКО», 2010. Автор данного шаблона: Ермолаева Ирина Алексеевна, учитель информатики и математики МОУ «Павловская СОШ» с.Павловск Алтайский край http://www.vectory.ru/products_pictures/CAW092a.gif http://www.giftsmarketing.ru/upload/iblock/28b/4111_1_156_156.jpg http://s59.radikal.ru/i163/0811/73/ad11fb505124.png http://profclipart.ru/wp-content/uploads/2011/05/notebook_psd_by_TLMedia-%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpg