Презентация Жизнь и творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка
Автор : учитель начальных классов Варнавская Е. Г. 6 ноября 1852 – 15 ноября 1912 гг. Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852 — 1912) — известный русский писатель, беллетрист-этнограф, прозаик, драматург и сказочник.Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин) родился 6 ноября 1852 года в Висимо-Шайтанском заводском поселке Верхотурского уезда Пермской губернии, в 140 км от Нижнего Тагила. Этот поселок, находившийся в глубине Уральских гор, был основан еще Петром I, а богатый купец Демидов построил здесь завод, изготовлявший железо. Отцом будущего писателя был заводской священник Наркис Матвеевич Мамин (1827-1878). В семье было четверо детей. Жили скромно: отец получал маленькое жалованье, немногим больше заводского рабочего. Много лет он бесплатно учил детей в заводской школе. «Без работы я не видал ни отца, ни матери. Их день всегда был полон трудом», - вспоминал Дмитрий Наркисович.С 1860 по 1864 год Мамин-Сибиряк учился в Висимской поселковой начальной школе для детей рабочих, помещавшейся в большой избе. Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец отвез его и старшего брата Николая в Екатеринбург и отдал их в духовное училище. Правда, дикие бурсацкие нравы так подействовали на впечатлительного ребенка, что он заболел, и отец забрал его из училища. С большой радостью вернулся Мамин-Сибиряк домой и в течение двух лет чувствовал себя совершенно счастливым: чтение чередовалось со скитаниями по горам, ночевками в лесу и домах приисковых рабочих. Быстро пролетели два года. У отца не было средств отдать сына в гимназию, и его снова отвезли в ту же бурсу.Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих, позднее в Екатеринбургском духовном училище (1866—1868) и в Пермской духовной семинарии (1868-1872).К пребыванию здесь относятся его первые творческие попытки.Весной 1871 г. Мамин перебирается в Петербург и поступает в медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение, а затем переходит на медицинское. В 1874 г. Мамин выдержал экзамен в университет и, пробыв около двух лет на естественном факультете.Начал печататься в 1875. Зачатки таланта, хорошее знакомство с природой и жизнью края замечаются и в этом произведении. В них уже явно намечается авторский стиль: стремление к изображению природы и её влияния на человека, чуткость к переменам, совершающимся вокруг.С одной стороны, автор живописал полную гармонии величественную природу, с другой - людские неурядицы, тяжкую борьбу за существование.В 1876 г. Мамин-Сибиряк перешел на юридический, но и здесь курса не кончил. На юридическом факультете он проучился около года. Чрезмерная работа, плохое питание, отсутствие отдыха надломили молодой организм. У него началась чахотка (туберкулез). К тому же, из-за материальных трудностей и болезни отца, Мамин-Сибиряк не смог сделать взнос платы за учение и вскоре был исключен из университета. Весной 1877 года писатель уехал из Петербурга. Всем сердцем потянулся юноша на Урал. Там вылечился он от болезни и нашел силы для новых трудов.Большое влияние на писателя оказали произведения Гоголя, Белинского, Некрасова, Тургенева, Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Чернышевского. В социально-бытовых романах «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Три конца», «Золото», в исторической повести «Охонины брови», в уральских и сибирских рассказах, созданных в 1880-1890 годах, Мамин-Сибиряк рисует широкую картину жизни России в до- и пореформенный период ее развития, положение различных слоев народа, взаимоотношения различных классов русского общества. Большевистская «Правда» писала в 1912 году, под пером Мамина-Сибиряка «оживали страницы прошлого Урала, целая эпоха шествия капитала, хищного, алчного, не знавшего удержу ни в чем». Мамин-Сибиряк написал около 140 произведений для детей. Они печатались в прогрессивных журналах: «Детское чтение», «Всходы», «Юная Россия» - и издавались отдельными книжками. Многие детские книги навеяны Мамину-Сибиряку его любовью к дочери Аленушке. «Если бы эта капелька понимала, что она везет с собой целую детскую литературу!» - писал Мамин-Сибиряк. Однако решающую роль в пробуждении интереса к детской литературе имели наблюдения писателя над трагической жизнью детей в самодержавно-крепостнической России, влияние на него прогрессивных идей того времени, раздумья о роли подрастающего поколения в судьбах родины и стремление воспитать в нем ненависть к «злу жизни», жажду борьбы за переустройство общества. Мамин-Сибиряк считал детскую литературу «важнее всего остального», потому что «дети - будущее человечество и будущее человечества, в них и будущие возможности». Маминым-Сибиряком написаны для детей публицистические, хроникальные и художественные очерки («Славен город Великий Новгород», «Покорение Сибири», «На реке Чусовой»), социально-бытовые рассказы и повести («Вертел», «Под землей», «Под домной», ^Кормилец», «В ученье», «Белое золото»), рассказы о животных («Медведко»),.пейзажные этюды («Зеленые горы»), сатирические, волшебные и научные сказки («Сказка про царя Гороха», «Упрямый козел», «Постойко», «Аленушкины сказки», «Лесная сказка»). Произведения Мамина-Сибиряка для детей противостояли детским книгам реакционных писателей 1880-1890 годов, которые скрывали от ребенка социальные противоречия современного общества, внушали ему наивную веру в «промысел божий» и в филантропию. Мамин-Сибиряк часто умышленно строил свои рассказы на мотиве неожиданной встречи изнуренного непосильным трудом и голодом ребенка с филантропствующими господами, показывая, что эта встреча не только не облегчает, но даже усугубляет страдания маленького робота. Вместе с этими героями в рассказы и повести Мамина-Сибиряка вошли богатства народной разговорной речи, фразеологии, профессиональной лексики. «У Мамина все слова настоящие»,- писал А. П. Чехов. Всюду писатель легко и свободно воспроизводит в своем повествовании живые интонации, настроения и мысли героев, как бы выступая в роли народного рассказчика. Глубже понять замысел детских книг Мамина-Сибиряка помогают пейзажные зарисовки. В рассказе «Вертел» «летнее яркое солнце» резко контрастирует с убогой обстановкой и мраком, царящими в гранильной мастерской, где работает Прошка. В рассказе «В глуши» окружающий деревушку Шалайку пейзаж создает впечатление ее отдаленности. Здесь возникает образ бурной реки Чусовой с ее обрывами и заливным побережьем, нескончаемым лесом, обступившим Шалайку «зеленой зубчатой стеной». Ярко запечатлел Мамин-Сибиряк картины уральской природы, ее красоту и величие, ее неповторимое очарование в каждое время года в цикле рассказов об охотниках и сторожах, самозабвенно любящих свой край. В этой любви они черпают душевные силы и мудрость («Приемыш», «Богач и Еремка», «Зимовье на Студеной», «Емеля-охотник»). Мамин-Сибиряк был и большим мастером литературной сказки. Его научные сказки (сборник «Светлячки», «Лесная сказка», «Зеленая война» и др.) по существу открывают ту замечательную традицию русской природоведческой сказки, которая получила такое широкое развитие в творчестве советских писателей-натуралистов- Пришвина, Бианки, Чарушина. В сборнике сказок «Светлячки» Мамин-Сибиряк советует детям «наблюдать ту таинственную жизнь природы, которая кипит беспрерывно вокруг». В увлекательной сказочной форме писатель знакомит ребенка с особенностями деревьев, лесных трав, цветов, с ночной жизнью лесных обитателей, с происходящим в животном и растительном царстве естественным отбором и межвидовой борьбой. Развенчивая суеверие, Мамин-Сибиряк наделяет реальными чертами и демонологических персонажей. Дедушка Водяной в сборнике «Светлячки» показан хранителем лесной влаги. Это седой туман, росой опускающийся на землю. Леший напоминает веселого и лукавого старика, Русалка - маленькую девочку; она забавляется светящимся червячком, ее все любят, нежно называя «Белочкой». Относя к «презренным низам» ежа и именуя его «серячком-мужичком», писатель наделяет его привлекательными качествами. Еж скромен, разумен, находчив, иронически относится к «благовоспитанному обществу» и умеет постоять за себя. И в аллегорических сказках Мамин-Сибиряк сохраняет в образе животных, птиц и насекомых их естественные природные качества. Еж в сказке «Умнее всех» не только олицетворяет народные добродетели. Из спора обитателей птичьего двора ребенок получает и полное представление о их образе жизни, повадках.Мамин-Сибиряк расширяет комические элементы народного сказочного эпоса. Например, в «Сказке про храброго зайца Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» он изображает зайца в традиционном духе -трусливым и хвастливым. Но комический эффект здесь значительно усиливается благодаря эпизоду бегства от зайца испугавшегося волка и смертельного испуга зайца, не понявшего, что волк и сам задал стрекача. Полна непосредственным весельем сценка «величания» «храброго» зайца дружками-зайчишками и самодовольная похвальба еле уцелевшего простеца. Сказки Мамина-Сибиряка - классический образец детской книжки, богатой образным сюжетным действием. С изумительным пониманием естественных побуждений, вызывающих у ребенка игровые эмоции, рисует он ход игры, ее неповторимое импульсивное движение. «Бей барабан: тра-та-та! Играйте трубы: тру-ту-ту!.. Эй, все собирайтесь сюда! Тра-та-та! Тру-ру-ру!» - начинает Мамин-Сибиряк свою сказку «Ванькины именины». И в этих словах звучат возбужденные выкрики детей во время игры. В каждой сказке Мамина-Сибиряка мы ощущаем эту игровую динамику. Лучшие произведения Мамина-Сибиряка известны далеко за пределами нашей родины. Глубоко, правдиво и всесторонне изображая жизнь, пропагандируя подлинно народные идеи, высокие нравственные принципы, детские книжки Мамина-Сибиряка и сегодня достойно выполняют благородную миссию воспитания подрастающего поколения.