Предпрофильная подготовка в школе как важнейший компонент самоопределения учащихся
«Предпрофильная подготовка в школе как важнейший компонент самоопределения учащихся»Педагог – психолог МОУ «Шатковская СШ»Ёмкина И.В. Стадии развития профессионального самоопределения (Е.А. Климов) 11 -12 лет- интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоонализа, планирования; С 11-12 лет до 14-18 лет- стадия подготовки к жизни, труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. Предпрофильная подготовка – это системапедагогической, психолого-педагогической, информационной, организационной деятельности,содействующая самоопределению учащихся Основная цель предпрофильной подготовки в основной школе – формирование у учащихся способностиделать осознанный выбор дальнейшегопрофиля образования Основные задачи ППП: Выявление интересов и склонностей, способностей обучающихся и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе.Оказание психолого-педагогической помощи учащимся 8-9 классов в приобретении представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным самоопределением.Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.Формирование способности принимать адекватное решение относительно выбора дальнейшего направления образования, пути получения профессии. Нормативно-правовое обеспечение Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года. Раздел III «Образование» (Утв. Распоряжением правительства РФ от 17.11. 2008 г. № 1662-р).Основные направления деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства РФ 1663-р 17 ноября 2008 г.).Федеральная целевая программа развития образования (на 2011-2015 гг.) (Постановление Правительства РФ № 61 от 7 февраля 2011 г.).Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М., Просвещение, 2010 г.).Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2011) Комплексный план модернизации региональных систем развития образования. (Проект «Единой России» 2011-2012 гг.)Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Нормативно-правовое обеспечение Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/04 учебный год: Письмо Минобразования России от 20.08.03 № 03-157ин/13-03 // Вестник образования. – 2003. - №20. – С. 36- 46.Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся: Прил. к письму Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.04г. №14-51-102/13 // Вестник образования. – 2004. - №11.- С.67-76.Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования: приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16 Нормативно-правовое обеспечение Письмо МО РФ органам Управления образованием субъектов РФ от 20.08.2003г. № 03-51-157 ин/13-03 «Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях Информационное письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования № 14-51-277/13 от 13.11.2003Методические рекомендации по вопросам организации профильного обучения (4 марта 2010 г. № 03-412).Приложения:Об организации профильного обучения на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия образовательных учреждений.О привлечении для педагогической работы в системе профильного обучения кадров из системы профессионального образования, в том числе не имеющих педагогического образования Об организации взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования. Об оценке индивидуальных образовательных достижений обучающихся в условиях профильного обучения. Основные составляющие предпрофильной подготовки занятия с элементами тренинга «Я в мире профессий»информационная работасоздание образовательной сетипрофильная ориентация Содержание программы 8 класса:Введение -1 часЗначение выбора в жизни человекаРаздел 1. Роль жизненных ценностей в выборе профессии – 5 часовАнкета изучения жизненных потребностей. Мотивы выбора профессии. Ценностные ориентации. Профориентационная игра «Три судьбы». Профориентационная игра «Пришельцы»Раздел 2. Самооценка – 4 часаРоль самооценки в выборе профессии. Самооценка волевых качеств личности. Самооценка нравственности, гражданственности. Активизирующий опросник «Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия»Раздел 3. Изучение личностных особенностей – 12 часовИзучение интересов и склонностей. Темперамент и выбор профессии. Изучение структуры темперамента. Характер и выбор профессии. Исследование коммуникативных установок личности. Бланковая игра «Я – компаньон». Игровое упражнение «Подарок»Коммуникативные и организаторские способности. Бланковая игра «Комплимент». Бланковая игра «Сударь-государь». Эмоциональная сфера личности и профессия. Изучение уровня тревожности Раздел 4. Профессиональное самоопределение – 8 часовБланковая игра «Бизнес-риск-мэн». Тип личностной направленности. Бланковая игра «Торг». Выявление наиболее привлекательных предметов труда («Перекресток-1»)Перекресток – внешние и внутренние средства труда. Опросник «Перекресток-2»Игровое упражнение «Авторитет». Профориентационная игра «Ловушки-капканчики»Раздел 5. Проектирование профессионального плана – 4 часаПрофессиональная пригодность. Активизирующий опросник «Будь готов!». Активизирующий опросник «Будь готов!». Личный профессиональный план. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДИКИ1) Школьный тест умственного развития. 2) Изучение самооценки:А) тест Дембо-Рубинштейна;Б) тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В. Ковалев) 3) Дифференциально – диагностический Опросник (Е.А. Климов) 4)Теппинг-тест Ильина. 5) Опросник Айзенка.6)Опросник Шмишека.7)Тип личностной направленности (Дж. Холланд). 8)Мотивы выбора профессии (С.С. Гриншпун)9)Методика «Профиль». 10)Опросник профессиональных склонностей. 11)Опросник типа мышления. Ожидаемые результатыпредпрофильной подготовки Осуществить предварительное самоопределение своего будущего образовательного маршрутаИметь представление о ситуации на рынке трудаУметь анализировать свои мотивы и принятия своих решенийПолучить опыт в проектировании своей образовательной траектории в соответствии с поставленной задачей * По окончании 8-го класса учащиеся должны расширить знания об индивидуальных особенностях личности: мотивы, ценности, направленность, профессиональная пригодность. Углубленность знания по темам «Темперамент», «Личность». Определить предпочтительные сферы труда, мотивы выбора профессии. Развитие стремления к самопознанию, уметь строить личный профессиональный план. Результаты проведенного психодиагностического исследования в 8 классах 2015-2016 учебного года. Предвидеть – это значит управлять Б.Паскаль * Образование… Вечная, ключевая тема – ровесница человечества. В идеале образование – просвещение разума и души. Получая его, взрослея, ребёнок становится членом общества. Каково образование – таково и общество. Нельзя научить человека на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь