Презентация на тему Урок — основная форма организации учебного процесса
УРОК- ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Цели и задачи обучения в контексте ФГОС Задачи: общекультур-ное развитие;Личностное развитиеПознаватель-ное развитиеФормирование учебной деятельностиРазвитие коммуникатив-ной компетент-ности Цель: развитие личности Основные компоненты современного урока 1)Организационный: организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2)Целевой: постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. 3)Мотивационный: определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. 4)Коммуникативный: уровень общения учителя с классом. 5)Содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы. 6)Технологический: выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы и т.д. 7)Контрольно- оценочный: использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8)Аналитический:подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся и учителя. Традиционные и нетрадиционные формы урока Концептуальная основа: ТРАДИЦИОННЫЙ УРОКСубъект- объектные взаимодействия в системе «учитель- ученик». НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОКСубъект- субъектные позиции в системе «учитель- ученик». Содержательная часть Цели:Традиционный урок: формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами.Нетрадиционный урок:Развитие личности учащихся. Содержание учебного материала:Традиционный урок:ИЗУЧАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ СООТВЕТСТВУЕТ СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ИНФОРМАЦИЯ НОСИТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР.Нетрадиционный урок:ВЫХОД ЗА РАМКИ СОДЕРЖАНИЯ ОДНОГО ПРЕДМЕТА (ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ), СООТВЕТСТВИЕ МАТЕРИАЛА КРИТЕРИЯМ ПРОБЛЕМНОСТИ, АЛЬТЕРНАТИВНОСТИ, КРИТИЧНОСТИ. ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Организация учебного процесса: Традиционный урок:Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование. Нетрадиционный урок:Формы урока: урок- учебная игра, учебная дискуссия, исследование. Методы и формы учебной деятельности школьников: Традиционный урок:Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по абразцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение. Нетрадиционный урок:Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность:«метод прямого доступа», проблемно- поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося. Методы и формы работы учителя: Традиционный урок:Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьника. Нетрадиционный урок:Совместная работа учителя и учащегося в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала: Традиционный урок:Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках. Нетрадиционный урок:Учитель- координатор, приоритет стимулирующей деятельность учителя. Диагностика учебного процесса: Традиционный урок:Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся. Нетрадиционный урок:Рефлексивная деятельность учителя и учащихся. Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков Концептуальная основа: Традиционный урок:Недостатки: субъект- субъектные взаимодействия а системе «учитель- ученик», изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом. Нетрадиционный урок:Достоинства: субъект- субъектные позиции в системе «учитель- ученик», возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися. Содержательная часть Цели:Традиционный урок:Достоинства: формирование знаний, умений и навыков.Нетрадиционный урок:Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся. Содержание учебного материала:Традиционный урок:Достоинства: наибольший объем информации, систематичность.Нетрадиционный урок:Достоинства: более глубокое изучение учебного материалаНедостатки: меньший объем изучаемого материала. ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Организация учебного процесса: Традиционный урок:Достоинства: четкая структура и организация урока.Недостатки: шаблонность, однообразие. Нетрадиционный урок:Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности.Недостатки: большие затраты времени. Методы и формы учебной деятельности школьников: Традиционный урок:Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления. Нетрадиционный урок:Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления. Методы и формы работы учителя: Традиционный урок:Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя. Нетрадиционный урок:Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя. Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала: Традиционный урок:Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками. Нетрадиционный урок:Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя. Диагностика учебного процесса: Традиционный урок:Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения.Недостатки: слабая обратная связь. Нетрадиционный урок:Достоинства: сильная обратная связь.Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностике результатов обучения. Классические типы уроков: ВводныйТренировочныйКонтрольный (проверочный)Закрепление ЗУНУрок самостоятельной работыУрок с использованием ТСО и компьютераУрок практической работыКомбинированный урокПовторительно- обобщающий урокУрок повторения Нетрадиционные формы урока: Ролевые игрыИсполнение сказочного сюжетаУрок фантазированияДеловая играУрок взаимообученияКруглый стол или конференцияУрок открытых мыслейУрок- соревнованиеУрок- КВНУрок- викторинаАукцион знанийУрок- диспутУрок- турнир Урок- эврикаМежпредметный интегрированный урокУрок- конкурсУрок творчестваУрок- спектакльСмотр знанийУрок- играУрок- зачетУрок- путешествиеУрок-состязаниеУрок- восхождениеУрок- диалогАктуальное интервьюУрок- лекция. Алгоритм анализа учителем проведенного урока: 1)Какими требованиями руководствовался?2)Как учтена взаимосвязь уроков в теме?3)Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых?4)Как определялась триединая задача урока?5)Как спланирована деятельность учащихся?6)Правильно ли подобран учебный материал к уроку?7)Оправдали ли себя приёмы и методы, если нет, то почему?8)Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему? 9)Что способствовало развитию познавательных способностей учащихся?10)Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся?11)Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения?12)Как был предвиден и как оправдан ход урока?13)Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся?14)Достигнуты ли цель и задачи урока?15)Оценка результативности урока.16)Пути совершенствования урока. Современные педагогические технологии здоровьесберегающая; коммуникативно-познавательная; проектная; информационная;модульная; интегрированная; технологию развивающего обучения; дистанционную и другие. Современные педагогические технологиикоторые я, применяю в своей работе.