Презентация Особенности организации работы с одаренными детьми в начальной школе


«Особенности организации работы с одаренными детьми в начальной школе» Галиева Ф. Х. , учитель начальных классов,МБОУ СОШ « Дружба» ОДАРЕННЫЕ ДЕТИПРОБЛЕМНЫЕ ДЕТИ Варианты организации работы с одаренными детьми в начальной школе создание специальных классов, групп («гимназических», «лицейских» и др.), создание кружков для одарённых и талантливых детей позволяет максимально сосредоточить педагогический потенциал учебного заведения на развитии одаренности одаренный ребенок искусственно удаляется из естественной для него микросреды Организация системы работы с одаренными детьми в начальной школе выявление, сохранение и развитие потенциала одарённых детей, обеспечение возможности дать шанс проявить свои таланты не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они выявляются на более поздних возрастных этапах;создание адекватных условий для развития психосоциальной сферы, здоровья и эмоционального благополучия, социализации одарённых детей;формирование у одарённых детей и их сверстников позитивного отношения к различиям в умственных и творческих способностях людей. Наиболее целесообразна организация процесса обучения и воспитания одаренных детей, не выводя их из круга обычных сверстников, создавая в классном коллективе благоприятные условия для развития и максимальной реализации их выдающихся возможностей и аналогичных возможностей одноклассников. Одаренность возможность достижения обучаемым более высоких или незаурядных результатов в личностном развитии и процессе обучения, по сравнению с другими детьми. уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). Категории одаренных детей дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях; дети с высокими творческими (художественными) способностями; учащиеся с высокими лидерскими качествами. Выявление одаренных детей наблюдение, изучение педагогом:психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления учащихся, особенностей их семейного воспитания,специфики интеллектуально-личностного развития Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе, а не в более старших классах Характерные признаки, отличающие одаренных учеников в младшем школьном возрасте высокая концентрация внимания, развитая система личностных ценностей, хорошая память, воображение и способности к быстрой классификации информации и полученного опыта, быстрый поиск решений, интерес к высокоинтеллектуальным играм и заданиям высокой сложности, умение пользоваться большим словарным запасом, доп. источниками, упорство в достижении результатов, стремление к самостоятельности,повышенное чувство справедливости, частая эгоцентричность в общении, подверженность влиянию (из-за повышенной эмоциональности, страхов и чувства своего отличия от других детей), творческая активность, стремление к исследовательской деятельности,целеустремленность, скрупулезность, оригинальность и нестандартность в решениях, открытость к исследованию нового, непрерывный поиск несоответствий, постановка новых вопросов, попытки преодоления чрезмерно трудных задач, что вызывает информационную и физическую перегрузку, затрудняющую изучение необходимого материала. Формы работы с одаренными детьми в начальной школе групповые занятия и факультативы, работа по индивидуальным планам развития в соответствии с личностно-образовательным профилем, кружки по интересам, творческие объединения, исследовательские проекты, участие в конкурсах, интеллектуальных марафонах, олимпиадах, КВН и др. мероприятиях в том числе в сотрудничестве с другими образовательными заведениями (включая систему дополнительного образования) Методы группового обучения при работе с одаренными детьми в начальной школе кооперативное обучение (ученики взаимодействуют в небольших группах, решая общую задачу), групповая дискуссия (совместная деятельность учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи), «мозговой штурм» (стимуляция высказываний детей по теме или вопросу за счет создания групп генерации идей, анализа ситуации и оценки идей, контридей), методы «круглого стола» и «американской мозаики» («пилы»), когнитивные методы «вживания» и «придумывания». Виды упражнений и заданийпри работе с одаренными детьми интеллектуальные разминки с целью максимально быстрого включения учащихся в работу, стимулирования и дальнейшего развития психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности); задания с отсроченным вопросом; интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы и склонности учащихся; задания, направленные на развитие психических механизмов; частично-поисковые задачи разного уровня с повышением уровня сложности; различные творческие задания. результативное взаимодействие одаренных и обычных учеников в классе, обучение осознанию личной и коллективной ответственности и собственного вклада, обучение навыкам формировать и отстаивать, уточнять собственное мнение, позицию, уметь слушать других учеников, принимать самостоятельные и совместные решения, обсуждать проблемы и видеть их с разных сторон, ослабляет конфликтные ситуации между одаренными и другими учащимися, позволяет удовлетворить потребность одаренных детей в признании одноклассников. Одаренным детям нужно давать возможностьвысказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или явного категоричного обсуждения педагогом или другими обучаемыми этих идей или мнений Работа с одаренными детьми Система работы с одаренными детьми формы и методы работы с одаренными детьми не ограничиваются стенами класса и внеклассными мероприятиямиведется непрерывная работа с родителями, в том числе:- проведение просветительской работы и консультаций, регулярных встреч с целью отслеживания динамики личностно-интеллектуального развития и проблем одаренных обучаемых, - вовлечение родителей в совместную с детьми творческую деятельность. проблема одарённого ученика начинается с проблемы одарённого учителя. В связи с этим подготовка педагогов начальной школы к работе с одаренными детьми должна быть направлена на непрерывное развитие их профессионального мастерства и личностно-социальных качеств на основе комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогов. Литература: Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – М.: Просвещение, 2004. – 175 с.Шакирова Л.Т. Работа с одаренными детьми// Социальная сеть работников образования NSPortal.Ru. – 2012. – [Электронный источник]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/library/rabota-s-odarennymi-detmiРахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. – Уфа: БГПИ, 1990. – 70 с.Гильмеева Р., Сибгатуллина И. Одаренный ребенок в развитии, общении, учении. – Казань: КИД, 2007. – 284 с.Хуторской А.В. Как обучать творчеству? // Дополнительное образование. – 2001. – №1. – С. 4-10.Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы. – М.: Педагогика, 2001. – 150 с.Ильясов И.И. Курс познавательного развития для интеллектуально-одаренных младших школьников// Одаренный ребенок. – 2004. – № 5. – С.36-44. Спасибо за внимание!