Презентация Системно-деятельностный подход в обучении – основа реализации Государственного образовательного стандарта


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №22 имени Маршала Сергеева города Макеевки» Системно-деятельностный подход в обучении – основа реализации Государственного образовательного стандарта Заседание «круглого стола» директоров школ I и II образовательных округов Цели семинара Создание информационной среды, способствующей решению проблем внедрения ГОС в образовании.Определение критериев практической готовности учителя к реализации требований ГОС. Герберт Спенсер «Великая цель образования – это не знания, а действия» Настоящий Государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общеобразовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию. Компетентность – качественная характеристика реализации человекомсформированных в образовательном процессе знаний, обобщенных способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески применять полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных практических задач, эффективного достижения жизненных целей. Компетенция – актуализированная в освоенных областях образованиясистема ценностей, знаний, умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем; общественно признанный уровень знаний, умений, навыков, отношений в определенной сфере деятельности человека. Системно-деятельностный подход - направленность учебно-воспитательного процесса на развитие умений и навыков личности, применение на практике полученных знаний из разных учебных предметов, успешную адаптацию человека в социуме, профессиональную самореализацию, формированиеспособностей к коллективной деятельности и самообразованию. Гражданскаякомпетентность Здоровьесохраняющая компетентность Общекультурнаякомпетентность Информационно-коммуникационная компетентность Социальная компетентность Коммуникативная компетентность Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся Требования к результатам освоения основной образовательной программы личностные, включающие готовность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, социальной компетенции; метапредметные, включающие освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями; предметные, включающие освоенные в ходе изучения предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. Группа технологий Педагогические технологии СДП 1. Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Педагогика сотрудничества Технологии уровневой дифференциации 2. Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Игровая технология Проблемное обучение Технология критического мышления 3. Педтехнологии развивающего обучения Технология полного усвоения Технология развивающего обучения 4. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса Групповые технологии Педагогика сотрудничества Педагогические технологии системно-деятельностного подхода «Мета» - «за», «через», «над», выход за рамки собственно предмета; Метапредмет основан на интеграции; Метапредмет - это предмет нового типа, в основе которого лежит мыслительно-деятельностный тип интеграции учебного материала;Метапредмет – это новая образовательная форма. Что такое метапредмет? Личностные Регулятивные Познавательные самоопределение, смыслообразование, реализация творческого потенциала, социальная и профессиональная мобильность, действия нравственно-этического оценивания целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование общеучебные, логические, знаково-символические, познавательная и интеллектуальная деятельность компетентность в общении, умение слушать, вести диалог, продуктивное сотрудничество, свободное общение на русском и иностранных языках Коммуникативные Основные виды универсальных учебных действий Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действие Как учить?обновлениесредствобучения Ради чегоучить?ценности образования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенкана основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий «НЕ ВВОДИТЬ ЗНАНИЯ В ГОТОВОМ ВИДЕ. ДАЖЕ ЕСЛИ НЕТ НИКАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЕСТИ ДЕТЕЙ К ОТКРЫТИЮ НОВОГО, ВСЕГДА ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАТЬ СИТУАЦИЮ ПОИСКА…» Г. А. ЦУКЕРМАН   Какие факторы сегодня определяют успешность школьника? наличие базового уровня знаний и умений; сформированность психических функций и процессов; необходимый уровень  интеллектуального потенциала; соблюдение соответствующих условий протекания учебного процесса. Способы формирования познавательной мотивации учащихся. Один из важнейших этапов урока - исходное мотивирование к учебной деятельности: актуализация мотивов предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем знания по данной теме нам необходимы будут в новых ситуациях: например…»), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.   актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);устанавливаются тематические рамки («могу»), психофизиологические механизмы, поддерживающие познавательные процессы внимания. Виды воздействия на мотивационную сферу ученика актуализация уже сложившихся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);коррекция дефектных мотивационных установок; изменение внутреннего отношения,  как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития. Наиболее эффективные формы и методы работы с учащимися на уроках в контексте системно –деятельностного подхода в обучении Из опыта работы учителей школы Формирование УУДв 1 классе Занединова А.Р.учитель начальных классовМОШ №22 им.Маршала Сергеева Виды УУД Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего. Личностные универсальные учебные действия Личностные универсальные учебные действия участие в проектах;подведение итогов урока;творческие задания;зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;самооценка события, происшествия;дневники достижений и др. Участие в проектах Проект «Моя азбука» Подведение итогов урока, рефлексия Проявление рефлексии (ученик самостоятельно анализирует действия и поступки) Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия «найди отличия» (можно задать их количество);«на что похоже?»;поиск лишнего;«лабиринты»;упорядочивание;«цепочки»;хитроумные решения;составление схем-опор;работа с разного вида таблицами;составление и распознавание диаграмм;работа со словарями; Цепочки Работа со словарями Поиск лишнего Какое слово «лишнее»? Почему? Ш…шка, ёж…к, маш…на, лыж…, ж…раф. Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты:ЦЕЛЬМОТИВПРОГНОЗСРЕДСТВАКОНТРОЛЬОЦЕНКА Регулятивные универсальные учебные действия «преднамеренные ошибки»;поиск информации в предложенных источниках;взаимоконтроль;взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);диспут;заучивание материала наизусть в классе;«ищу ошибки». Преднамеренные ошибки «Сравнение» Регулятивные УУД на уроках русского языка Задание 1. Подчеркни буквы мягких согласных звуков.случай, отец, сыночек, жизнь Развиваются регулятивные УУД: умениеконтролировать Обеспечивают возможности сотрудничества умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия составь задание партнеру;отзыв на работу товарища;групповая работа по составлению кроссворда;«отгадай, о ком говорим»;диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д. Коммуникативные универсальные учебные действия работа в парах, в группахРаботая в парах, группах, обучающиеся учатся сотрудничеству. постановка вопросовЗадача: Лена нарисовала 3 рисунка, а Таня – на 2 больше. Поставь вопрос и реши задачу. Литературное чтение Изобразительное искусство Какие основные черты характера успешного выпускника должны быть сформированы в процессе реализации ГОС?   САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ  ВЫПУСКНИК УМЕЕТ ПОЛУЧАТЬ ЗНАНИЯ РАБОТАТЬ И ЗАРАБАТЫВАТЬ ЖИТЬ В СОЦИУМЕ С малой удачи начинается большой успех! Спасибо за внимание!