Современный урок русского языка и литературы в свете требований ФГОС ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНАЯ ШКОЛА №16БУГУЛЬМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАРЕСПУБЛИКИ ТАТАРС ТАН Современный урок русского языка и литературы в свете требований ФГОС ООО Бугульма27.11.2015 год Пед.стаж до 2 лет 2 - 5 5 - 10 10 - 20 свыше 20 лет Кол-воучителей 1 3 1 13 24 Образование, категория, награды Количество учителей Высшее образование 36 (85,7%) Среднее специальное 6 Из них обучаются 6 Вторая категория 1 Первая категория 26 Высшая категория 3 Не имеют категорийИз них:СЗДат. на СЗД в этом годуСтаж работы менее 2 лет 12
8
3
1 Грамота МОиН РФ 1 Грамота МОиН РТ 8 Нагрудный Знак «За заслуги в образовании»РТ 3 Почетная грамота Бугульминского муниципального района 1 Всего в школе работает 42 педагога. Из них: Наличие кв. категорий «…ошибочно представлять программу кадрового развития как простое повышение зарплат по принципу всем сестрам по серьгам, то есть всем поровну, без учёта квалификаций и реального вклада каждого работника. В каждой организации (медицинской, образовательной, научной) должна быть сформирована собственная программа развития и кадрового обновления»В.В. Путин С.П.Капица * «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»Г. А. Цукерман, доктор псих. наук Системно-деятельностный подход в обучении Стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю – психическую. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые, в свою очередь, должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования. это система действий ученика, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности Универсальные учебные действия (УУД) Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая ориентация целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция общеучебные унив.д. знаково-символические д. логические унив.д. постановка и решение проблемы самоопределение вопросы общения Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Критерии Традиционный урок Урок в условиях введения ФГОС Цель : Формирование ЗУН Развитие личности Ведущий тип деятельности Репродуктивный, воспроизводящий Исследовательский, продуктивный, творческий Способ усвоения материала Деятельность по образцу Мыслительная деятельность, рефлексия Контроль Контроль и самоконтроль усвоения нового материала Самооценка , рефлексия результатов деятельности Целеполагание Определяет учитель Определяют ученик и учитель по согласованию Как изменяется урок: - урок становится личностно-развивающим;- урок становится компетентностно-ориентированным;- урок становится метапредметным;- наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы (уроки занятия), стирается грань между обучением и воспитанием Структура урока по ФГОС: 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (органи-зационный этап 1-2 минуты).2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут. 3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут. 5. Реализация построенного проекта 4-5 минут. 6. Первичное закрепление 4-5 минут. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. 8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты. Типология уроков по ФГОС: Тип урока Виды уроков Урок открытия новых знаний лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Урок актуализации знаний и умений практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Урок комплексного применения знаний и умений практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Урок обобщения и систематизации знаний семинар, конференция, круглый стол и т.д. Урок контроля контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Урок коррекции знаний, умений работа над ошибками, практикум, собеседование и др. Согласно исследовательским данным люди запоминаютна 0-5% - что слышат от лектора,на 10% то, что читают,на 20% то, что слышат (аудио и видеопросмотр),на 30% то, что видят (наглядность),на 50% то, что видят и слышат одновременно,на 70% то, что говорят (обсуждают),на 80% то, что делают (выполнение практических заданий),на 90% то, что делают и говорят одновременно, обучение других, применение на практике Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я пойму. Позволь мне сделать самому , и я научусь (Конфуций) Структура урока «открытия» новых знаний:Организационный момент, мотивация (самоопределение) к учебной деятельностиАктуализация и пробное учебное действиеВыявление места и причины затруднения в проблемном учебном действииПостроение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средства)Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.Физминутка Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуВключение в систему знаний и повторениеИнформация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.Рефлексия Последние два этапа могут варьироваться в зависимости от содержания урокаСтруктура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)Организационный этап.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.Первичное закрепление знакомой ситуации (типовые) или в изменённой ситуации (конструктивные)Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнениюРефлексия (подведение итогов занятия)Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения) Организационный этап.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.Актуализация знаний. с целью подготовки к контрольному уроку ,с целью подготовки к изучению новой темыПрименение знаний и умений в новой ситуацииОбобщение и систематизация знанийКонтроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнениюРефлексия (подведение итогов занятия) Педагогические технологии ФГОС ООО Информационно-коммуникационныеТехнология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)Технология, основанная на реализации проектной деятельностиТехнология, основанная на уровневой дифференциации обучения Реализация стандарта должна изменить представление учителя об уроке: ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности;на уроке применяются разнообразные источники знаний;изменяется структура урока;преобладают индивидуальная и коллективная деятельность;отдается приоритет деятельности ученика;применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся. Сайты Время проведения мероприятия Тема мероприятия Ответственный Место проведения мероприятия 09.00 Встреча участников семинара 09.15-09.40 Современный урок русского языка и литературы в свете требований ФГОС ООО Горбунова С.П.,заместитель директора по учебной работе МБОУ СОШ №16 301 09.50-10.00 Разное Посещение уроков (по расписанию) 10.00-10.45 1. «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» Литература, 5А класс Поварова Ю.Ю., учитель русского языка и литературы 301 2. «Обращение»Русский язык, 5Б класс Коптелова С.В., учитель русского языка и литературы высшей кв. категории 302 3. «Красота в рассказе В.Крупина «Сбрось мешок!»Литература, 6А класс Бахтина Н.Н., учитель русского языка и литературы 1 кв. категории 306 4. «Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения» Русский язык, 4А класс Соловьева М.Ф., учитель начальных классов 1 кв. категории 101 5. «Второе склонение имен существительных»Русский язык, 4Б класс Золотухина М.В., учитель начальных классов 1 кв. категории 102 10.45-11.00 Самоанализ уроков 11.00-11.30 Подведение итогов семинара 301 11.30 Обед Программа семинара