Выступление на МО — Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС второго поколения) Плюсы и минусы традиционного урока
Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС второго поколения)Плюсы и минусы традиционного урока Плюсы Минусы 1. Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. 1. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель . 2. Наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. 2. Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). Плюсы Минусы 3. На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. 3. Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания». 4. Наш коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. 4. Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем. 5. Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может. 5. Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам. Минусы Плюсы 6. Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития. Минусы Плюсы 7. При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя. Выводы: что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы? - Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.- Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.- Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.- Знание типологии урока - Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока. - Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.- Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».- Планирование воспитательной функции урока.Комплексное планирование задач урока Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.- Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.- Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала. - Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.- Практическая направленность учебного процесса.- Включение в содержание урока упражнений творческого характера.- Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.- Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.- Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными. - Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.- Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).- Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.- Создание условий для проявления самостоятельности учащихся- Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.- Включение компьютеров в педагогические технологии. - Дифференциация домашних заданий.- Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.- Обеспечение благоприятных гигиенических условий.- Обеспечение эстетических условий- Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.- Имидж учителя.- Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.- Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства Спасибо за внимание !