Актуальные вопросы системы оценки в условиях введения новых ФГОС


Смолякова Г.В., учитель начальных классов МОУ СОШ №1 с. Новоселицкого1Актуальные вопросы системы оценки в условиях введения новых ФГОС 2ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИкомплексный подход к оценке результатов образования; использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода;оценка динамики образовательных достижений обучающихся;сочетание внешней и внутренней оценки; использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;использование накопительной системы оценивания (портфолио);использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. Оценка личностных результатов3 4Оценка личностных результатов Необходимо учитывать:сформированность внутренней позиции обучающегося;ориентацию на содержательные моменты образовательного процесса;сформированность основ гражданской идентичности;сформированность самооценки;сформированность мотивации учебной деятельности;знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений, способность к решению моральных проблем на основе децентрации.5 6Методы оценки личностных результатов обучающихся Оценка метапредметных результатов7 Универсальные учебные действия:способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;8 Универсальные учебные действия:умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.9 Оценка предметных результатов10 Объект оценки предметных результатов - способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.11 Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.12 Портфолио ученикаПОРТФОЛИО (англ. portfolio  - «портфель») - новая форма контроля и оценки достижений учащихся, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, включая самооценку. 13 Рабочее портфолио ученика…является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. 14 15Разделы портфолиоПортретРабочие материалыКоллекторДостижения Страницы раздела «Портрет»Мой портрет (знакомьтесь: это - я)Место для фото (или автопортрета)Напиши о себе (как умеешь):Меня зовут____________Я родился _______ (число/месяц/год)Я живу в _________________Моя семья Нарисуй портрет своей семьи Родословное дерево Чем я люблю заниматьсяЯ ученик Я могу делать Я хочу научиться в этом году…Я научусь в этом году Я читаю. Мой класс, мои друзья, мой первый учительМой распорядок дня Я и мои друзья16 17{284E427A-3D55-4303-BF80-6455036E1DE7}ВремяДела Рисунок УтроДеньВечерМОЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ{284E427A-3D55-4303-BF80-6455036E1DE7}ВопросНапишиНарисуй Чем я люблю заниматься? Какая игрушка у меня самая любимая? Сколько у меня друзей и как их зовут? Какой у меня самый любимый цвет? Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?МОИ УВЛЕЧЕНИЯ Страницы раздела «Коллектор» Правила поведения в школеЗаконы жизни классаПримерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.План – памятка «КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ»Памятка «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»Памятка «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)Памятка «ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ»18 Раздел «Рабочие материалы» Диагностические работы в отдельных файлах19 Страницы раздела «Мои достижения»Моя лучшая работаЗадание, которое мне больше всего понравилосьЯ прочитал ……. книг.Что я теперь знаю, чего не знал раньше?Что я теперь умею, чего не умел раньше?Мои цели и планы на следующий учебный год:Чему я еще хочу научиться?Какие книги прочитать?Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятияхМои проектыПродукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)20 Правила новой технологии оценивания1-е правило. Оценивайте любое, особенно успешное действие, а отметкой фиксируйте только решение полноценной задачи.2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге.3-е правило. Ставьте отдельную отметку за каждую учебную задачу или группу заданий.4-е правило. Отметки выставляйте в таблицу требований, рабочий журнал учителя, в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи21 Правила новой технологии оценивания5-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметку ставьте только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставьте всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. 6-е правило. Оценку ученика определяйте по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень функциональной грамотности – «отлично»; необязательный максимальный уровень- «превосходно».22 Упражнения-тренинги, направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексииВыполнение самоанализа своей работы;временная смена роли ученика (ставлю детей в роль учителя);выполнение самооценки на различных этапах урока (приём «дорожка успеха»);23 24Предлагаемые способы оценивания позволяют: ВыводДанная система оценивания способствует снижению уровнятревожности, связанной с проверкой знаний, повышению уровня самооценки. 25 26Спасибо за внимание!