Презентация Актуальные методики в преподавании географии при переходе на ФГОС
К современным технологиям обучения на уроках географии являются:проектное обучение;модульное обучение;активное обучение;интерактивное обучение;технология развития критического мышления;технология задачного обучения;технология оценивания учебных достижений (портфолио, тестирование и др.) Технология проектной деятельности школьников.Проект в переводе с латинского означает «выброшенный вперед», «бросающийся в глаза». Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнуться на что-то иррациональное, нетривиальное, удивительное. Учебный предмет география в этом отношении уникален. Он позволяет интегрироваться с другими учебными дисциплинами, соединять научные сведения из самых разных областей знаний для более полного их осмысления и объяснения, построения логических цепочек и нахождения причинно-следственных связей. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности чаще всего на основе краеведческой работы. Для организации работы по проектированию я выявляю в классе группу ребят, которые хотят:Углубленно изучать географию.Самостоятельно ставить проблемы и решатьНаучиться общаться, сотрудничать с ребятами для наиболее оптимального достижения своих целей.Идея, положенная в основу проекта должна быть интересна и актуальна, находиться в зоне ближайшего развития. Модульная технология Также применима в обучении географии. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Я разрабатываю специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, даю точные указания к использованию источников информации и разъясняю способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий (чаще в форме тестов). Интерактивные методы обученияЭто специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивные МОкейс-стади ролевая играаквариуммозговой штурмдебаты КЕЙС – это реальный случай, который можно перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения; метод обучения, при котором школьники и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. На этапе сбора информации используются различные источники, основанные на современных коммуникациях: телевидение, видео, компьютерные словари, энциклопедии или базы данных, доступные через системы коммуникации. Следующий этап работы с информацией – это ее обработка, Далее встает вопрос о форме представления Case, например, презентаций. Мозговой штурмЭтот вид работы используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников я прошу высказывать идеи или мнения без какой-либо их оценки или обсуждения. Идеи я фиксирую на доске, а «мозговой штурм» продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится время, отведенное для задания. Технология развития критического мышления Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно под моим руководством добывать знания, научить такой работе с текстом, в процессе которой информация понималась, сопрягалась с собственным опытом - и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.Основы методики критического мышления включает три стадии:- Стадия вызова- Стадия осмысления- Стадия размышленияСтруктура-схема урока:1 фаза - Пробуждение интереса: происходит постановка вопросов.2 фаза - Осознание значения: поиск ответов, исследование проблемы.3 фаза - Отражение: обсуждение проблемы на высшем уровне мыслительных процессов.Результат: рост активности учащихся, повышение интереса к учебе, высокие оценки по предмету. К креативным методам обучениям относятГрафические способы представления информации.Преимущества графических способов представления информации·с использованием графических схем можно представить целиком учебный материал по теме;·графика помогает наглядно и понятно представить логику изложения учебного материала; ·когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи, формулировать проблемы;·повышается мотивация, иногда легче запоминаются графические образы;С помощью графических схем можно обобщать и систематизировать учебный материал. Компьютерные технологии обучения – Это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера. Педагогическая цель использования ИКТ: повысить качества знаний учащихся; совершенствовать методики проведения уроков с применением ИКТ; обеспечить дифференцированный подход к учащимся в образовательном процессе; обеспечить условия для адаптации ребят в современном информационном обществе. Типология уроков с применением ИКТ:1. уроки демонстрационного типа; 2. уроки компьютерного тестирования;3. уроки тренинга и моделирования (применения знаний на практике); 4. интегрированные уроки. Игровые технологии на уроках В современной практике обучения географии большую популярность получили игровые технологии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. На уроках географии я использую деловые, ролевые, сюжетные игры (игры – соревнования, игры- путешествия и т.д.)