Презентация Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС Грошева Т.В.учитель начальных классов МКОУ-Бутурлиновская СОШ №4 г.Бутурлиновка Урок современного типа В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. ФГОС Личностные универсальные учебные действияа) отражающие отношение к социальным ценностям: – идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;– проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;– проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;– различать основные нравственно-этические понятия;– соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои ичужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);– анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;– мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.б) отражающие отношение к учебной деятельности: – воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;– выражать положительное отношение к процессу познания:проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;– применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. ФГОС Метапредметные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия. Регулятивные УУД, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности– удерживать цель деятельности до получения ее результата;– планировать решение учебной задачи: выстраиватьпоследовательность необходимых операций (алгоритм действий);– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений(«убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);– корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;– анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);– оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);– анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;– оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). ФГОС Познавательные универсальные учебные действияПознавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:-различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);– выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);– анализировать результаты опытов, элементарных исследований;фиксировать их результаты;– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;– презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; ФГОС Познавательные универсальные учебные действияПознавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операциисравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;– выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;– классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;– выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения ФГОС Познавательные универсальные учебные действияПознавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,- составлять план простого эксперимента;– выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);– выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;– преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;– моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);– исследовать собственные нестандартные способы решения;– преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать ФГОС Коммуникативные универсальные учебные действия.Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;– сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главноймысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;– анализировать и исправлять деформированный текст: находитьошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;– составлять план текста: делить его на смысловые части,озаглавливать каждую; пересказывать по плану.Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказыванияоформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;– различать особенности диалогической и монологической речи;– описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;– характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);– характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;– выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;– составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;– писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников ФГОС Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей ФГОС 1.Организационный момент.Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».• 1-2 минуты;• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.• включение детей в деятельность;• выделение содержательной области.Приёмы работы:• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);• самопроверка домашнего задания по образцу.Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.) ФГОС II. Актуализация знаний.Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.1. 4-5 минут;2. Возникновение проблемной ситуации.• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);• создание проблемной ситуации;• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока. ФГОС III. Постановка учебной задачи.Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.• 4-5 мин;Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог. ФГОС IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действийЦель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. • 7-8 мин;• Способы: диалог, групповая или парная работа:• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.• организация самостоятельной исследовательской деятельности;• выведение алгоритма.Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода правил на язык образов. ФГОС V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действийЦель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.• 4-5 минут;• Способы: фронтальная работа, работа в парах;• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.• выполнение заданий с проговариванием в громкой речиВ процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи. ФГОС VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действийЦель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.• 4-5 минут;• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);• Выполняется письменно;• Методы: самоконтроль, самооценка.При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. ФГОС VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.• 7-8 минут;• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам. ФГОС VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.• 2-3 минуты;• Вопросы:• Какую задачу ставили?• Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом?• Какие получили результаты?• Что нужно сделать ещё?• Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются скомментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи . ФГОС Традиционные задания Обновленные задания Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне. Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. Перечислите отличия растений от животных. Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк? Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? Определите площадь прямоугольника. Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол. Продуктивные задания – главное средство достижениярезультата образования ФГОС Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. ФГОС