Презентация по русскому языку для 5 класса по теме «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- — -лож- -рос- — -раст- (-ращ-)»


Лексика – это раздел науки о языке, который образовывает новые слова?Лексическое значение слова – есть тот самый смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово? Существует 7 способов определения лексического значения слова? Слова бывают однозначные, двузначные и трехзначные?Переносное значение слова – это когда признак предмета переносится на другой предмет, например: теплый взгляд? В русском языке происходит чередование гласных о-а, е-и? «Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу…Пропадает вырощенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!» «Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выросли помидоры. Надо собирать. Дорожки позарастали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водоросли. Яблоки выросли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни нам предлагает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу…Пропадает выращенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!» Тема урока Правописание чередующихсягласных А – О в корнях –рос - - раст - ( - ращ -), -лаг- -лож- Цель урока: закрепить знания о чередующихся гласных в корне слова и научиться рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне. Работа с учебной книгой рубрика « Понаблюдайте !» с.110; упр.308(теоретический материал).Какая информация для вас новой? Запомни! О – А в корнях - лож- -лаг- О пишу перед Ж - ЛОЖ - изложить, сложить А пишу перед Г - ЛАГ - слагаемое, полагать исключение полог О - А в корнях- рос- - раст - - ращ - О пишу , если нет СТ и Щ -РОС- росли, выросли А пишу перед СТ и Щ -РАСТ - РАЩ- расти, растительность исключение Ростов, росток, ростовщик, Ростислав, отрасль Записать словосочетания, вставляя пропущенные буквы Распол…жение лагеря, пол…гаться на друга, предл…жить помощь, жители Р…стова -на Дону, пишешь изл…жение, изучаешь прил…гательное, трудное пол…жение, Петров Р…стислав, богатая р…стительность, деревья быстро выр…ли, маленький р…сток, подр…стающее поколение. Виды орфограмм в корне Проверяемые произношение гласные и согласные Непроверяемые произношением гласные и согласные Чередующиеся гласные Гласные после шипящих (чу-щу, ча-ща, жи-ши) Тропинка, находился, луг, овраг, лесная, сторожка. Дорогу, осокой, овраг, поляна, здесь, чувствуйте, себя, почти. Заросла, зарастающий, расположилась, устраиваться. Широкий, чудесная, почувствовали. Подведём итоги. Буквенный диктант 1) изл…гать2) пол…жить3) изл…жение4) прл…гательное5) распол…жение6) предпол…жение7) отр…сль8) р…стение9) зар…сли10) сл…гаемоеНапишите только букву, которую нужно вставить Взаимопроверка ИзлАгатьПолОжитьИзлОжениеПрилАгательноеРасполОжениеОтрАсльРАстениеРОсток Критерии:«5» – нет ошибок;«4» – 1-2 ошибки;«3» – 3-4 ошибки Вставить слова с корнями лаг-лож, раст-рос-ращ Дядя Фёдор, у нас всё хорошо, только часто туман на поля…………………. Из-за сильных дождей на огороде ничего не ………………………... Одни только сорняки ……………….. Недавно я ходил на фотоохоту и упал в речку. В ней много зелёных ……………………..Вокруг берега …………………………. камышей. После фотоохоты меня Печкин привёз в наш дом, который …………………………………… на самом краю посёлка. Вот и все, что я хотел тебе рассказать. Целую крепко, твой Шарик. Домашнее задание:страница 110, выучить правила.Упражнение 312, стр.111Заполнить таблицу, выбрав из текста слова с нужной орфограммой в корне. Виды орфограмм в корне Проверяемые произношение гласные и согласные Непроверяемые произношением гласные и согласные Чередующиеся гласные Гласные после шипящих (чу-щу, ча-ща, жи-ши) Молодцы! Спасибо за урок!