Профилактика асоциального поведения подростков
Профилактика асоциального поведения учащихся Актюбинская область Каргалинский район Алимбетовская средняя школа-детский сад выступление подготовила Старченко А.Ю.
В компетенцию образовательных учреждений входит (закон №120-ФЗ «Об образовании»):1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению основного общего образования. Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
3. Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
4. Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.
"Профилактика правонарушений"
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей. Организация помощи педагогами-предметниками и успевающими учениками. Если учащийся не усваивает учебную программу, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы».
У ученика, прогулявшего хотя бы день занятий, если не принять своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое может подтолкнуть на повторные прогулы. Классные руководители должны установить ежедневный контроль посещаемости уроков. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей причину отсутствия. Если прогулы носят систематический характер, подключаем работников милиции и КДН. 2. Борьба с прогулами занятий.
3. Организация досуга учащихся Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - способствует развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск асоциального поведения.
4. Пропаганда здорового образа жизни потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей;потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.
Формы работы беседа медработника по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами учащиеся; беседа, дискуссия, диспут, мозговая штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;встреча с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;«классный видео-час», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.
5. Правовое воспитание. Проведение бесед о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей.На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми.
Профилактика наркомании и токсикомании.Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации.
8. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
Обучение родителей способам общения с «трудными детьми» установление доверительных отношений между родителями и педагогом;разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка, для осознания того, что за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребности в признании;формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
9. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Выявление.Постановка на внутришкольный контроль. Разработка индивидуальной воспитательно-образовательной программы.
Процедура постановки на внутришкольный контроль заявление (информация о конкретных отклонениях от социальных норм в поведении, например, систематические прогулы, склонность к бродяжничеству, или вымогательству, агрессивные действия и т.д.)сбор информации, характеризующей особенности формирования личности ученика.
Информационный блок педагогическая диагностика и педагогический анализ проступка; заключение школьного психолога, которое должно содержать проблемы формирования и развития психических функций, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, особенности общения;заключение медиков, определяющих особенности физического развития, (анамнез);акт обследования жилищных условий;полная информация о семье (состав, материально-бытовые условия, образовательный уровень родителей, род занятий, характер взаимоотношений родителей с ребенком: диктат, гиперопека, гипопротекция, попустительство или сотрудничество).
Типы семейпедагогически благополучная семья (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют культурой воспитания);педагогически несостоятельная, с нарушением детско-родительских отношений (отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне школы); конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры, разногласия); асоциальная, имеющая антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм, наркомания);криминальная (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям, воспитанием детей не занимаются).
Информационный блоксведения о группе ребят, в которую входит подросток, его положение в этой группе (лидер, предпочитаемый, принятый, отвергаемый), его отношения в классном коллективе (с кем из класса наиболее близок, характер взаимного влияния).
Направленность интересов ребенка проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, творчество;какие имеет увлечения, наклонности: художественные, информационно-технические, музыкальные, спортивные, общественно-политические и другие;как проводит свободное время (предпочитает сидеть дома, много гуляет и т.д.);каковы читательские интересы, какие любит фильмы, музыку.
Психолого-педагогическая реабилитация – это восстановление ребенка как субъекта ведущей деятельности и общения в условиях обучения и воспитания.
Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения. Вероятность девиаций возрастает при ослаблении контроля. К девиантному поведению склонны подростки, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность).
Социально-педагогическая реабилитация: преодоление школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, разрешение конкретных ситуаций,преодоление обструкции по отношению к ним со стороны сверстников, коррекция их отношения и поведения, восстановления их в статусе субъекта учебной деятельности, формирующей отношения ученика с окружающими.
Индивидуальная воспитательно-педагогическая программа - система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с девиантным поведением.
Индивидуальная программа развитияДиагностический модульБазово-инвариантный модульВариативно-личностный модуль Коррекционно-развивающий модуль
Направления педагогической диагностики уровень и качество знаний;проблемы в усвоении материала;проблемы управления учебной деятельностью;сформированность навыков общения;анализ педагогической запущенности.
Базово-инвариантный модуль определение объема учебного материала (минимальный, расширенный, углубленный);определение индивидуального темпа и формы изучения учебного материала;индивидуальный учебный план, базовый компонент которого должен способствовать усвоению обязательного минимума знаний.
План совместных действийПредметыПрограммно-методическоеобеспечение(учебники,учебныепрограммы,дополнительныематериалы)ПрогнозируемыйрезультатМетодика контроляСрокОтветственныйи участникиОбъект ипредметконтроляФормаконтроля
План совместных действий по коррекции девиантности обучающегосяНаправлениедеятельностиЗадачиПрогнозируемыйрезультатСредства и ресурсыСрокОтветственный иучастникиУчебныепредметыПробелы взнанияхУчебнометодическое обеспечениеИспользуемые педагогические технологииКоррекцияличностныхкачествРазвитиеличностныхкачеств
Спасибо за внимание!