Профилактика асоциального поведения учащихся


«Работа с детьми, требующими особого педагогического внимания. Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся».Подготовила: руководитель МО воспитателей и классных руководителейКлимова Елена Борисовна Трудный ребёнок– это учащийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах. Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждой группе воспитанников. Поэтому одно из важных направлений в нашей работе является – профилактика правонарушений девиантного поведения, самовольных уходов воспитанников. Для этого необходимо: 1. Выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающим в учёбе. 2. Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностях детей. 3. Изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми. 4. Вовлечение в различные виды положительно – активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней. Для предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения у воспитанников является соблюдение дисциплины и порядка. Поэтому необходимо детям усвоить и выполнить установленные нормы и правила: Следует научить ребёнка выполнять режим дня. Вся деятельность детей должна быть построена и организована по режиму, выработанному школой, отклонений от которого нельзя допускать. Поначалу ребёнок может сильно сопротивляться, но рано или поздно выполнение режима войдёт у него в привычку, и он начнет выполнять всё в нужное время сам. Все вещи должны быть на своих местах и находиться в порядке. Это усиливает у детей чувство ответственности и приучает их к порядку и дисциплине. Не следует проходить мимо плохого поведения и какого бы то ни было беспорядка, но делать это надо уверенно и настойчиво. Использовать различные приёмы из повседневной жизни для того, чтобы показать отрицательные последствия невыполнения порученных дел преимущества их выполнения.  Методы и приёмы работы с трудными воспитанникамиБеседы. Беседы должны быть хорошо спланированы. Необходимые для формирования личности ребёнка нравственные принципы лучше всего объяснить, приводя примеры из жизни – всё это даёт информацию о мире, о нормах поведения. Опыт показывает, что воздействие словом помогает выработать у детей здоровую мораль.Социальные контакты.  Человек по своей природе социален. Он живёт в контакте с другими людьми. Если же кто-то отклоняется от общепринятых норм, то у него возникают сложности при установлении дружеских гармоничных отношений с людьми. Ничем не неограниченная безусловная свобода так же пагубна, как и чрезмерная строгость. Очень важно соблюдать умеренность. Не следует лишать детей ничего из того, что необходимо для их личностного развития, но нельзя потакать всем их желаниям. Нужно научить детей не поддаваться давлению более сильных детей, склонных к правонарушениям. Донести до сознания учащихся, что давление ровесников – это принуждение, которому они должны сопротивляться. Подражание способствует потере индивидуальности, оказывает влияние на принятие собственных решений. Индивидуальный подход к воспитанию понимается как осуществление воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Классические примеры индивидуального подхода – поручаются ребёнку задания в соответствии с его способностями; создаются педагогические ситуации, помогающие выявить его индивидуальные качества. Ещё А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода очень важным. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребёнка – это главная точка опоры в общей системе воспитания, и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребёнка необходимо выявить, прежде всего, положительные стороны характера, и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. Отношения педагогов с детьми должно основываться на принципах взаимного равенства, уважении к личности и доверии. Практика показывает, что если педагог требует от учащихся лишь слепого послушания, не уважая его человеческое достоинство, тогда он не будет пользоваться уважением школьников, не вызовет у них доверие. Если они сталкиваются с равнодушием, то ещё больше замыкаются в себе. Но умение педагогов ставить себя на место ученика, иметь верное представление о том, что ученик чувствует в тот или иной момент, избавит его от многих ошибок.  Чтобы наша работа по предупреждению и коррекции отклоняющегося поведения воспитанников, по профилактике правонарушений и свободных уходов, девиантного поведения у воспитанников была успешной, необходимо выработать: позитивный настрой, доверительное взаимодействие, последовательность во взаимоотношениях, опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения, разумный компромисс, индивидуальный подход, системность.  Спасибо за вниманиеСпасибо за внимание!