Презентация к уроку литературы в 9 классе «Ф. И. Тютчев. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» Эмоциональное богатство русской поэзии


* ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (23 ноября 1803 – 15 июля 1873)Русский поэт, публицист, дипломатЭмоциональное богатство русской поэзии»«Что ты клонишь над водами». «Фонтан» Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик -В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. . .  (Ф. И. Тютчев) * Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики; На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы. Помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева. * Герб рода Тютчевых * Е.Л.Тютчева, мать поэта И.Н.Тютчев, отец поэта Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторгаВ сей день счастливый нежность сына Какой бы дар принесть смогла! Букет цветов? – но флора отцвела, И луг поблёкнул и долина… Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года. * * Мураново. Усадебный дом * Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года. «Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира. Люблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом.Гремят раскаты молодые.Вот дождик брызнул, пыль летит,Повисли перлы дождевые,И солнце нити золотит. Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира. Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят –Бегут и будят сонный брег,Бегут и блещут и гласят…Они гласят во все концы:«Весна идёт, весна идёт!Мы молодой весны гонцы,Она нас выслала вперёд!» * Ветры тёплого порывы, Дальний гром и дождь порой… Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилось из-за тучи Синей молнии струя – Пламень белый и летучий Окаймил её поля. Неохотно и несмелоСолнце всходит на поля.Чу, за тучей прогремело,Принахмурилась земля Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения. * * Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора –Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера… Есть в светлости осенних вечеровУмильная, таинственная прелесть:Зловещий блеск и пестрота дерев,Багряных листьев томный, лёгкий шелест, * * Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит –И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, –Не мертвец и не живой –Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛёгкой цепью пуховой… * * * * Что ты клонишь над водамиИва, макушку свою?И дрожащими листамиСловно жадными устамиЛовишь беглую струю?Хоть томится, хоть трепещетКаждый лист твой над струей, Но струя бежит и плещет, И, на солнце нежась, блещет, И смеется над тобой … * План анализа лирического стихотворения История создания, образ лирического героя.Тема, идея стихотворения.  Композиция стихотворения. Изобразительные средства. Мнение о стихотворении. * Домашнее задание:Выучить наизусть стихотворение Тютчева, которое анализировали на уроке. Всем СПАСИБО за урок!!!