Мультимедийное сопровождение к уроку русского языка по теме Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения (9 класс)


Мультимедийное сопровождение к уроку русского языка в 9 классе по теме «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Авторские знаки препинания «Автор Бут Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» Синтаксическая разминка. Записать предложение, объяснить постановку знаков препинания, орфограммы. Солнечные лучи ра…броса(н,нн)ые по в…рхушкам д…ревьев окрас…ли листья перламутром и проворные воробьи ра…пушив крылья весело п…рхали с ветки на ветку.Задания-Выпишите словосочетание солнечные лучи, выполните его разбор.-Замените данное словосочетание синонимичным со способом управление.- Выпишите слова с приставкой, правописание которой зависит от качества последующего согласного.-Укажите, какое средство выразительности использовано в предложении.-Какие функции выполняют знаки препинания в данном предложении? «Знаки препинания - ноты при чтении» (А. П. Чехов) Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Авторские знаки препинания (продолжение темы) Цель урока Повторить…..Научиться…. Схематический диктант. Работа в парах Не записывая предложения, составьте их схемы, укажите тип СП, назовите функции знаков препинания.(Знаки препинания не расставлены)1)Посидите на берегу с удочкой и вы почувствуете прилив сил.2) Осень и листья опадают с деревьев.3) В саду было тихо и лишь откуда-то издалека доносился шум колес.4) Вспомнила она что в зимние вечера дедушка обыкновенно играл с нею.5)На дворе была метель ветер выл ставни тряслись и стучали. 6)Когда выглянуло приветливое солнце Коля проснулся. 7)С улицы послушался лай и она хотела ответить на него но вдруг неожиданно ею овладела грусть. Площадка. И шпалы. – И крайний куст В руке. – Отпускаю. – Поздно Держаться. – Шпалы.- От скольких уст Устала. – Гляжу на звёзды. Так через радугу всех планет Про павших – считал-то кто их?- Гляжу и вижу одно: конец Раскаиваться не стоит. ( «Поезд», 1923) М. Цветаева-Что необычного заметили с точки зрения пунктуации? Знаки, которые не поддаются объяснению с точки зрения действующих правил пунктуации, но выражают необходимый автору смысл, называются авторскими.Авторский знак привлекает внимание читателей:– выражает особую авторскую интонацию; – имеет дополнительный смысл, вложенный в содержание фразы, слова; – подчёркивает значимость части предложения, выделяя логический центр высказывания. Физкультминутка для глаз Практическая работа 1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обращении. — Вот,(1) папа,(2)мы с тобой не можем заснуть,(3) и оба мы несчастливы. — Несчастливы?! — повторил он удивлённо. И тут отец заморгал своими добрыми глазами,(4) посмотрел на меня ,(5)вроде бы ничего не понимая. — Что ты,(6) милая! О чём ты,(7) Надежда?.. Все живы,(8) нет войны,(9) все в сборе в моём доме — вот я и счастлив! Я всхлипнула,(10) а он обнял меня,(11) как маленькую. Ему всего и нужно,(12) чтобы мы были все вместе. И он готов ради этого работать день и ночь,(13) трудиться не покладая рук. А когда я уезжала к себе на квартиру,(14) одинокую,(15) хо­лодную,(16) они,(17) мать и отец,(18) стояли на лестничной площадке,(19) и плакали,(20) и махали,(21) и повторяли мне вслед: — Мы любим тебя,(22) мы любим тебя! 2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.Выпишите цифру(-ы),обозначающую(-ие) запятые между частями сложносочинённого предложения. Я всхлипнула,(1) а он обнял меня,(2) как маленькую. Ему всего и нужно,(3) чтобы мы были все вместе. И он готов ради этого работать день и ночь,(4) трудиться не покладая рук. А когда я уезжала к себе на квартиру,(5) одинокую,(6) холодную,(7) они,(8) мать и отец,(9) стояли на лестничной площадке,(10) и плакали,(11) и махали,(12) и повторяли мне вслед: — Мы любим тебя,(13) мы любим тебя! На душе потеплело. Как много и мало нужно человеку для счастья! 3. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Шёл уже первый час ночи,(1) когда я вышла на кухню,(2) чтобы успокоиться. А на кухне горел свет,(3) потому что там был отец,(4) который писал очередную статью. Отец часто работал по ночам,(5) и сейчас он подошёл к окну покурить. Облокотившись о подоконник,(6) отец смотрел на дождь,(7)на стекло в потёках,(8) а услышав мои шаги,(9) выпрямился и обернулся. Его лицо показалось мне таким бледным,(10) старым,(11) беспомощным,(12) морщины такими усталыми,(13) что я чуть не подумала о самом страшном. Может,(14) он болен и скоро умрёт? 4. Замените словосочетание В ДОМЕ РОДИТЕЛЕЙ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.5. Выпишите грамматическую основу предложения В такие минуты думаешь о какой-то безысходности...6.Укажите количество грамматических основ, ответ запишите цифрами.Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.   Проверь себя 1. 1, 2, 6, 72.13. 1, 2, 3, 4, 134. в родительском доме5. думаешь6.5 Итог урока -Какие функции выполняют знаки препинания?-Какие знаки препинания называются авторскими? Оцените свою работу на уроке На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно)Я думаю, что мог бы работать ….За работу на уроке я ставлю себе оценку ….. Домашнее задание: вариант 15 (тестовая часть + сочинение 15.3) Источники 1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 9 класс. М. «ВАКО» 20112. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 9 классе. М. Мнемозина, 20033. Т.А.Ладыженская. Русский язык 9 класс. М. «Просвещение», 2013