Презентация по МХК: «”Падение Икара” Питера Брейгеля Старшего»
Работа по МХК Евгения Кораблёва10 класс Гимназия 405Преподаватель:Н.В.Дудкина Питер Брейгель (около 1525/30 – 1569) «Падение Икара» (1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) Санкт-Петербург, 2009 Питер Брейгель Старший Нидерландский живописец и рисовальщик Питер Брейгель заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. Творчески переработав уроки итальянской живописи эпохи Высокого Возрождения и одновременно черпая многие свои темы из народных пословиц и притч, гравюр и листовок, он создавал истинно народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. В его творчестве органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, интерес к бытовым деталям и стремление к созданию гармоничной картины мира. Картина написана на сюжет известного античного мифа, рассказывающего об афинском изобретателе Дедале, заточенном на Крите вместе со своим сыном, Икаром. Задумав бежать из заточения, Дедал смастерил крылья для себя и Икара, предупредив сына, чтобы тот ни в коем случае не приближался к Солнцу, которое может расплавить воск, скрепляющий крылья. Икар не послушал советов отца, поднялся слишком высоко и, лишившись крыльев, рухнул в море. В этом первом из своих шедевров Брейгель буквально перевернул популярнейший сюжет древнеримского поэта Овидия. У Овидия все "столбенеют" при виде Дедала с Икаром, парящих в небе. У Брейгеля на всем огромном пространстве никто не удивлен полетом крылатых людей, каждый поглощен своим делом: пахарь уставился в борозду, рыбак в свою сеть, пастух лишь приподнял голову, матросы с проплывающего корабля даже не вышли на палубу. Никто не почуял ни волшебства полета, ни трагичности падения Икара. Лишь пара беспомощно вздымающихся над морем мальчишеских ножек – и круги по воде. Мгновение – и юноша исчезнет в морской пучине. Откуда же этот вызов гигантам Возрождения, поставившим человека с его властным желанием и творческой волей над самим мирозданием? Питер Брейгель Старший. «Падение Икара». 1555 – 1558.Брюссель, Королевский музей изящных искусств Революция представлений о мире свершается в Брейгеле под влиянием Николая Коперника, отринувшего роль Земли как центра Вселенной. Всевластное солнце, озаряющее все вокруг, вот подлинный герой "Падения Икара». Во всех работах Брейгеля таится больше, чем изображено. Безусловно, он был знаком с древнегреческой философией. В равной степени все восхваляли Брейгеля за нежелание художника улучшать и приукрашивать людей и окружающий мир. Брейгель показал человека как продукт природы, из которой он черпает жизненную энергию. Он не наделяет людей благородными ликами и приукрашенными формами. Он не стремится подогнать действительность под возвышенный идеал, воплощенный в полной мере мастерами Высокого Возрождения. Рафаэль«Парнас»Фреска Однако трудно представить другого художника-мыслителя, который бы с такой легкостью переходил от холодного скептицизма к горячему, безудержному веселью. В десятках гравюр художник рядится в одежды всех сословий, разыгрывает всех, кто попадается под руку. И вот уже весь Антверпен – от мала до велика – зовет мастера Питером Шутником. Так Питер Брейгель Старший возвращает нам жестокую правду истории – даже святые мученики за веру уходили из жизни не признанные никем, кроме близких. Никто из всемирных героев не был оценен при жизни. ИСТОЧНИКИ http://smallbay.ru/article/bruegel8.html
http://www.artprojekt.ru/gallery/bregel/Bre07.html
http://www.sonata-etc.ru/music/377.html