Презентация по МХК на тему: «”Тайная вечеря” Леонардо да Винчи». Работа ученика 9б класса гимназии № 405 Ивана Таирова
"Тайная вечеря", 1495 – 1497Фреска в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане
В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо да Винчи выполнил стенную роспись “Тайная вечеря” (1495 – 1497). Из-за особенностей примененной Леонардо да Винчи техники – масло с темперой – роспись сохранилась в сильно повреждённом виде (в ХХ веке реставрирована). “Тайная вечеря” знаменует собой одну из вершин европейской живописи; ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495 – 1497 420 x 910 см. Фреска (масляная темпера)Милан. Трапезная монастыря Санта Мария делле Грацие
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495 – 1497 420 x 910 см. Фреска (масляная темпера)Милан. Трапезная монастыря Санта Мария делле ГрациеИисусИоаннПетрИудаАндрейИаковВарфоломейФомаИаков СтаршийФилиппМатфейФаддейСимон
Фрагмент
Фрагмент
Фреска “Тайная вечеря” написана на тему легенды о том, как предал Христа его ученик Иуда. По легенде, Христос, обратившись к ученикам, сказал: “Один из вас предаст меня”. Многие художники, писавшие до Леонардо на эту же тему, старались чисто зрительски выделить Иисуса, сажая его перед столом или где-то сбоку. Композиция – построение картины – служит как бы фундаментом, на котором создаётся живописное освещение. И от художника зависит так построить картину, чтобы зритель сразу мог увидеть и понять самое главное. Это главное художник выделяет, подобно режиссёру в театре. Леонардо изобразил комнату, где за длинным, узким столом, покрытым узорчатой скатертью и уставленном посудой, сидит Христос с двенадцатью учениками. Фигура Христа помещена в центре, на фоне окна. За окном виднеются горы, у подножия которых протекает река. Более светлый фон сильнее выделяет и привлекает внимание к фигуре Христа и создаёт впечатление глубины.
Среди учеников есть и старые, и молодые, и суровые, и женственные. Это люди с различными характерами. Они по-разному воспринимают сказанные Христом слова “один из вас предаст меня”. На картине Леонардо – живые люди, зарисованные им на улицах и в мастерских Милана. В основу композиции “Тайной вечери” положено простейшее геометрическое построение – треугольник. Голова Христа – вершина треугольника. Взоры учеников, движения их рук направлены к Христу, и это приковывает внимание к его фигуре. Где-то за головой Христа, создавая впечатление глубины, сходятся тёмные полосы пола, потолка и висящих на стене ковров. Кажется, что помещение трапезной удлиняется, что в глубине длинного зала стоит большой накрытый стол, за ним сидят люди. Стол похож на тот, за которым обедали обычно монахи, – так же завязаны узлами концы скатерти с узорными полосками, такая же обычная, словно только что принесённая из монастырской кухни, посуда.
Это впечатление достигнуто благодаря перспективе. Математические знания дали художнику возможность разрешить ряд важнейших проблем – вопросы перспективы (от лат. – “ясно, хорошо видеть”, бывает линейная, воздушная и красочная.) и композиции. “Перспектива есть руль живописи”, – писал Леонардо. Три года работал Леонардо да Винчи над громадной фреской. Он закончил её только в феврале 1498 года. А ровно через год произошло то, что послужило началом величайшей трагедии в истории живописи.
Поразительно, что окружающие (кроме Иакова) не обращают на это внимание: никто не торопится перевязать руку. Все что-то возбуждённо обсуждают... У Христа обе кисти на столе. Протянутая к нам ладонью вверх левая рука пальцами касается стола. Из запястья бьёт вверх и в стакан неправдоподобно широкая – в полтора пальца шириной – струя крови. Правая кисть с широко разведёнными напряжёнными полусогнутыми пальцами в очень энергичном движении двигает к нам воздух: под пальцами ничего нет! Кровь хлещет струёй, но Христос сидит хотя и печальный, но спокойный.
Обе руки Фаддея словно принимают слова Христа, и он взглядом спрашивает у Матфея: "Разве возможно то, что он говорит"?. Симеон правой ладонью принимает слова Христа и вопрошает Матфея. Обе ладони Матфея направлены на Христа, и он возвращает его слова назад: "Это невозможно!"
Иоанн. Пальцы сцеплены и лежат на столе, являя муку, слабость. Резко качнулся влево, глаза прикрыты. Голова бессильно лежит на плече. Пётр. Левая рука принимает слова Христа и успокаивает Иоанна. В правой руке нож – он готов убить предателя. Иуда: устойчивая низкая сила, убежденность в своей правоте, решительность, энергия.
Андрей: поднятые ладони на уровне груди: "Кто же предатель?" Взгляд скосил на нож. Иаков-младший: правая рука на плече Андрея: он согласен с ним. Варфоломей решительно встал и готов действовать.
Фома в проёме двери на светлом фоне. Правая кисть сжата, указательный палец вверх: "Бог не допустит такого преступления". Иаков с ужасом смотрит на бьющую из запястья кровь нового завета. Широко раскинутые руки и ладони сдерживают слова Христа и пытаются защитить стоящих за ним. Филипп прижимает пальцы к груди и в лице мольба: "Верь мне, с моей стороны это невозможно".
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495 – 1497 420 x 910 см. Фреска (масляная темпера)Милан. Трапезная монастыря Санта Мария делле ГрациеИисусИоаннПетрИудаАндрейИаковВарфоломейФомаИаков СтаршийФилиппМатфейФаддейСимон
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495 – 1497 420 x 910 см. Фреска (масляная темпера)Милан. Трапезная монастыря Санта Мария делле Грацие
Презентация выполнена учеником 9 «б» класса Гимназии № 405 Таировым ИваномПреподаватель: Дудкина Н.В.Санкт-Петербург, 2008