Стили семейного воспитания.


Влияние стиля семейного воспитания на формирование успешности ребенка МБОУ СОШ с. Селихово Тверской обл. педагог-психолог Желтовский А.Л. Анкета 1. Сколько раз тебе повторять!2. Посоветуй, мне пожалуйста.3. Не знаю, чтобы я без тебя делала.4. И в кого ты только уродился!5. Какие у тебя замечательные друзья!6. Ну на кого ты похож(а)?7. Я в твое время! 8. Ты моя опора и помощник(ца).9. Ну что за друзья у тебя!10. О чем ты только думаешь!11. Какая ты у меня умница!12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?13. У всех дети как дети, а ты?14. Какой ты у меня сообразительный! Анкета Перечень оценок 1 – 2 балла8 – 1 балл2 – 0 баллов9 – 2 балла3 – 1 балл 10 – 2 балла4 – 2 балла 11 – 1 балл5 – 1 балл12 – 0 баллов6 – 2 балла 13 – 2 балла7 – 2 балла 14 – 1 балл Результаты. До 8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу, ведь он искренне любит и уважает вас; вы вносите существенный вклад в становление его личности 9 – 10 баллов вы не совсем последовательны в общении и отношениях с ребенком, который уважает вас, хотя и не всегда бывает откровенным Результаты. Свыше 10 баллов – вам следует изменить стратегию воспитания ребенка и построения с ним отношений, а то его развитие будет подвержено влиянию только случайных обстоятельств Результаты. Что такое стиль воспитания? совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие родителем ребенка и способы поведения с ним. Авторитарные стили Воспитание по типу повышенной моральной ответственностиЕжовые рукавицыЗолушкаЖестокое воспитание Признаки авторитарного воспитания приказы, угрозы, чтение морали: «немедленно сделай…», «сейчас же, сию минуту», «только попробуй…», «не смей…» «как я сказал, так и будет», «я родитель, значит я прав». строгий голос, суровый взгляд, резкие движенияконтроль, подавление силойигнорирование прав и потребностей ребенкарешение проблем методом «кнута и пряника» Последствия авторитарного стиля воспитания пассивная личностная позиция, неуверенность, низкая самооценкаконформизм\ бездумная зависимость от навязанного авторитета скрытая, бессознательная жажда власти жестокость, агрессивностьприбегание к деструктивным способам снятия стресса (хим.вещества, аутоагрессия, азартные игры) Рекомендации авторитарным родителям: Для того, чтобы наши дети сталичуточку счастливее, стоит всего лишьусомниться в собственной правоте… Учитывайте чувства ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте поставить себя на его место!Давайте инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда ты сказал неправду». Гиперопека – сверх, -чрезмерная опека В тисках родительской любви Виды гиперопеки: Кумир семьиПуп землиСимбиоз Культ болезни Признаки гиперопеки родители многое делают за ребенка или вместо него;ограждают и защищают от малейших трудностей и мнимых опасностей;постоянно решают его проблемы;стремятся «привязать» ребенка к себе, «дружить» с ним;говоря о ребенке, употребляют «мы» - «у нас бронхит», «мы делаем уроки», «мы обиделись». Последствия гиперопеки Инфантильность \ несамостоятельностьПовышенная тревожность\невротичностьСтремление избегать неудачи и уходить от ответственностиФормируется «выученная беспомощность»Неумение строить отношения со сверстникамиНедостаток терпенияЗависимость от авторитетов ГИПЕРОПЕКА = ЗАБОТА Совет гиперопекающим родителям: Прежде чем опекать ребенка, спросите его: «Нужна ли тебе моя помощь?» Возможно, потребность в чрезмерной опеке удовлетворяет не его, а ваши нереализованные потребностиПрочитайте книгу П.Санаева «Похороните меня за плинтусом» или посмотрите одноименный фильм ГИПООПЕКА - недостаток опекиЛиберальность Безнадзорность Предоставление свободыРавнодушие или занятость родителейВседозволенностьПопустительство нежелательному поведению Отсутствие контроля Последствия гипоопеки: потеря чувства защищенности и порядка в жизнидефицит любви и постоянный ее поискрегресс навыков и уменийнизкая самооценкаподмена ценностей Рекомендации родителям,воспитывающим по типу гипоопеки: Сами по себе растут только сорняки… Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.Установите систему правил и запретов и включитесь сами в жизнь ребенка. Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением. Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни! Противоречивое воспитание Смена или смешение образцов воспитания: «Кумир семьи в ежовых рукавицах» «Золушка в культе болезни» Предпочтительный стиль воспитания - Авторитетно-демократический Определяется:высоким уровнем словесного общения между детьми и родителями;.включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прий ти на помощь, если это потребуется;верой и успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка В авторитетно-демократической семье: дети растут и воспитываются в атмосфере доброжелательности и любви;родители понимают и принимают своего ребенка таким, каков он есть;воспитательные воздействия строятся с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;уважают личность ребенка и предъявляют к ней серьезные морально-нравственные требованияличность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;воспитание строится с опорой на положительное в растущем человеке;оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье. БАЛАНС КОНТРОЛЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Разделить предъявляемые к ребёнку требования на 3 условные группы. 1) требования, выполнение которых не обсуждается (безопасность): например, возвращаться домой к определенному времени, звонить, если задерживается; 2) требования, варианты выполнения которых обсуждаются вместе с подростком: сколько времени проводить за компьютером, как планировать свое свободное время;3) то, что ребенок вправе решать: самостоятельно (какие кружки посещать) Замечания, которые не следует делать детям. Избегайте наклеивание «ярлыков» своим детям («врун», «лентяй», «воришка» и т.д.). Попав в ловушку стереотипов, ребенок будет стараться соответствовать представлению о себе своих родителей. Критикуйте поступки детей, а не их самих. Рекомендации родителям. Соблюдение режима сна и отдыха.Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношении с другими людьми.Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой поощрении и наказаний (если получил «5», то на 30 минут увеличивается время просмотра телевизора и наоборот).Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их за него.Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе (применение полученных знаний в школе в домашней деятельности, например, рассчитай необходимое количество продуктов и др.).Особенные усилия прилагайте для создания, поддержания спокойной, стабильной атмосферы в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения. Домашнее задание для родителей 1. В течение четырёх дней после собрания ни при каких обстоятельствах не повышать на ребёнка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.2. В течение двух дней стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «иди спать»- «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»3. В минуту сильнейшего раздражения – сесть напротив ребенка и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?